В 2017 году налоговыми органами Хабаровского края проведено 108 выездных налоговых проверок организаций и физических лиц, в ходе которых выявлялись факты умышленного завышения сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и расходов по налогу на прибыль организаций с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
По результатам мероприятий налогового контроля к уплате в бюджет доначислено свыше 1, 5 млрд рублей (включая налоговые санкции и пени). На одну выездную проверку в среднем по краю доначисления составили 15 млн рублей. Кроме того, налогоплательщики самостоятельно увеличили свои налоговые обязательства в период проведения у них выездных проверок на сумму 567 млн рублей.
Управление ФНС России по Хабаровскому краю обращает внимание, что статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Указанная норма фактически определяет условия, препятствующие созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе, путем не учета объектов налогообложения, неправомерно заявляемых льгот и т.п.
Положениями пункта 2 статьи 54.1 Кодекса предусмотрены условия, при одновременном соблюдении которых, в случае отсутствия обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса , налогоплательщик вправе по имевшим место сделкам (операциям) уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ.
Таким образом, чтобы уменьшить сумму налога и (или) вернуть НДС из бюджета, необходимо выполнить одновременно два условия:
- сделка должна иметь экономическую цель;
- работа или услуга должны быть выполнены в реальности, а не только на бумагах.
Налогоплательщик обязан при заключении сделок проявлять должную осмотрительность, так как негативные последствия работы с недобросовестными контрагентами не могут быть переложены на государство. Нужно помнить, что непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности самой организации.
Напоминаем, что неуплата (неполная уплата) налогов в бюджет Российской Федерации может быть рассмотрена как деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст.ст. 199 , 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации .