Тысячу раз здоровья, любви, аплодисментов, творческого долголетия! Заслуженному артисту РФ Виталию Черятникову

Виталий Черятников.

Последний пылко влюбленный.

Выходит на сцену человек и произносит несколько слов своим обволакивающим голосом. И весь зал, как заколдованный, следит непрерывно за артистом. И не важно кто он, колченогий пират или умеющий любить романтик Жадов, неистовый Артур или сластолюбивый Дьякон – Черятников везде, в каждой своей роли настоящий мужчина. Его актерский диапазон внушительный. От героев-любовников, острых характерных ролей до любимых сказочных персонажей. Он играет с удовольствием, легко, невероятно трогательно и эмоционально.

Коленно-преклоненный

Все, кто смотрел фильм «Любимая женщина Гаврилова» помнит, что он построен на приеме-загадке. Все говорят о Гаврилове. А его все нет и нет. Зритель ждет какой же он в конце концов – этот Гаврилов. Кто его играет? Оказалось Шакуров. На такой же загадке построен спектакль и его финал «Восемь любящих женщин». Весь спектакль ждут основного героя. И наконец вот он. Тот самый, настоящий мужчина, каких теперь не делают. Умеющий бешено влюбляться и романтически ухаживать, поражающий воображение в одно мгновение. Виталий Черятников. Трудно себе представить кто, кроме Черятникова мог в единицу времени подтвердить все слова, сказанные о нем в спектакле.

Любовь с первого взгляда

Кроме мастерства, связанного с умением собирать волю, накапливать энергию для следующей роли в нем сила духа, ум, чувство юмора, душевный склад, особая трогательность живут в гармонии. И позволяют ему просто играть любые персонажи.

Черятников очень зависим от партнеров и страдает от любых отклонений на сцене по чужой вине. Он не устает и любит помогать артистам. Лидируя, он понимает, что его героя тоже играют. И полон благодарности, когда это делают хорошо. С ним бывает непросто. Просто надо соответствовать его таланту, представлению о театре, как о профессии.

Актерская одаренность Виталия очевидна. Особенно там, где ему дают быть первым. Но он может быть и вторым. Корона с его головы не упадет. Пусть это будет эпизод, но четко выстроенный на него. Артист никогда не посадит сцену, ему по плечу темперамент и одержимость одновременно.

Роль отца и матери в спектакле «За двумя зайцами» в исполнении Черятникова и Захарченко – пример высокого мастерства. И той старомодной ясности и простоты рисунка, обстоятельной сердечности, которая еще недоступна молодым и которая так любезна глазам и слуху зрителей, превосходно принимающим спектакль.

С первых ролей, с первого увиденного спектакля с его участием, созданными по рецепту любви, иронии, фантазии запомнился актерский неповторимый почерк Черятникова. Его провокационный ум, клоунада, виртуозный танец, веселый абсурд и безукоризненный артистизм. Это смех, восторг, праздник, как любовь с первого взгляда.

Тоска по празднику

«Жирофле-Жирофля» это фейерверк, фантасмагория! Тоска по празднику, розыгрышу! Ради этого и лицедействуют наши артисты. Открывается занавес и по канату спускается самый «страшный» пират. С одной ногой настоящей, а другой – деревянной. Черятников пират раскручивает интригу. Вводит нас как маленьких детей с абсолютной верой в игру взрослых. Наивный, праздничный и очень заразительный сам способ существования в этом спектакле. Легко все.

Чем он меня поражал, какие бы роли он не получал это происходило без рекламы и суеты. С достоинством интеллигентного человека. Конечно, ему присущи гротеск, другие яркие комедийные формы. Природный темперамент от того театра, в котором он столько лет служит. Донкихотовская наивность, мягкая душевная фактура. Он всегда привлекал и привлекает деликатностью, старомодными рыцарскими манерами.

Монолог в честь Учителя

– Его спектакли всегда признак радости. Признак возвращения триумфа музкомедии. Ставший легендой Юлий Гриншпун для меня вне описания, вне определения, вне суда. И рядом с ним увлекающая нас и других веселость, доходящая до вдохновения. Но он не веселил своим творчеством. Он веселился. И все остальные с ним.

Гриншпун шутил после премьеры:

– Чему вы удивляетесь? Считайте – очередная вспышка гениальности. Да и все тут!

– Со временем я научился влезать в шкуру ЮИ, в его стиль, логику. Если не понимал, то угадывал, что он хочет от меня. Ставил он парадоксально, иронично, с юмором.

-Достиг ли я небывалых высот в мастерстве? Нет. Но пару холмиков и крутых пригорков я осилил. Одолел пыхтя. Что уже не плохо, согласитесь. Как забыть, в первую очередь, наши смеющиеся лица, когда слушали мы ЮИ. Все что он рассказывал о театре, о мире, о людях, или читал стихи, пьесы, показывал музыку. Все старались не ударить лицом в грязь, особенно после репетиции. Вели себя как могли по светски, не орали, не перебивали. И водку пили изо всех сил в меру. Еще с молодости царил в его душе французский дух. Матис. Вангог. Ренуар. Гоген. Моне. Он часто использовал их стиль, манеру в сценографии. Иногда удачно, иногда нет. На Кандинского, Ларионова посматривал с легким интересом. Нравился Филонов. Любил Татлина. Весь спектакль «Зощенко» сделан в его честь. Обожал Радченко. Его фотомонтажи, плакаты, эскизы театральных костюмов. Пылал любовью к «мирискуссникам» – Сомову, Бенуа, Добужинскому. В спектакль «Доходное место», в котором было много фарфора, статуэток от «мирискуссников». От Леона Бакста был просто без ума. А какие книги были в его библиотеке? Редкостные. Их невозможно было купить в Союзе. Или с трудом. Булгаков, Ахматова, Ремарк, Окуджава, Цветаева, Хармс, Фицджеральд, Мандельштам (издательство Самиздат). Да что там говорить, думаю, что книги, возможность их читать не прячась, и ни за одну ночь это главное счастье для думающего человека. А еще у него была страсть к безделушкам, зажигалкам, к сувенирам с секретом, ручкам, миниатюрным записным книжкам, солдатикам, медальончикам, статуэткам. Все, что можно держать в ладони, крутить, вертеть, словом, играться.

Ля фортуна (счастье, удача)

Это было время, когда артист Черятников, буквально, принимал ванну лучистой славы. И хоть приходилось много работать, учить тексты, танец, музыкальные номера, но когда собиралась яркая компания, все творилось и сочинялось, и было счастьем и пиршеством жизни.

Режиссер Черятников

Честный малый. Трудяга. Ему можно доверить секреты. Он не выдаст. И уже на пару шагов поднялся к моему высочайшему уровню.

На сцене режиссер шаманил, увлекал, интриговал и соблазнял. Как тут было не завестись? В его спектаклях все играли гениально. Но первенство он отдавал артисту Черятникову. Почему? Он был талантливым учеником. Умел вместе с режиссером шаманить, обманывать зрителей своим обаянием, мужским шармом, смелостью. Гриншпун дергал за какие-то ведомые только ему одному ниточки и актерская душа откликалась, что-то вдруг происходило и получалось. Да еще как.

В яблочко

Большое дело понимать, слышать и слушать друг друга. Спорить до хрипоты. Но шаг за шагом лепить, выстраивать сценический образ. Не поверхностно – в яблочко. К самой, что ни на есть, человеческой сути. Выдерживая жанр, стиль. Легко переходя от гротеска к исповедальности. От трагедии к комедии. От печали к нежной улыбке. Это был огромный диапазон приспособлений. Не банальных решений. Откровения. Акт творчества. Поиска. Проб и состояний сродни булгаковскому «и дышит почва и судьба».

Было бы желание…

Зачастую, уже на прогонах перед премьерой, Гриншпун мог взять и переделать. Бывало и текст переписывался, и номер перетанцовывался, и интонационно все менялось. Все начиналось с белого листа. И ничего, справлялись. Память не подводила. Ноги слушались. И душа откликалась. В спектакле «Любовь и разлука» все артисты пели замечательные романсы. А дует Черятникова и Захарченко не то чтобы плохой, а какой-то невыразительный, не соответствующий мастерству этих двух артистов. А до премьеры 2 дня. Иду к режиссеру. Высказала все сомнения. Он согласился, но засомневался. Мало времени для нового номера.

– Иди, уговаривай артистов.

Таня испугалась. А Виталий вдруг:

– Ты вспомни, как мы с тобой за ночь учили и новый текст, и музыку. Мы же с тобой мастера. Не дрейфь, Танюха, сделаем.

И сделали. А в результате их номер старинного танго стал одним из лучших.

Взять на руки

Хабаровский дом актера. Как много в этом звуке. При каждом удобном случае мы бежали туда. Все праздники вместе. И вот открытие очередного сезона. От нашего театра подготовили капустник по спектаклю «Принцесса цирка». Ну и конечно два клоуна. Черятников и Ползунов вели и представляли клоунские номера. Это было очень смешно, неожиданно. И вызывало живой зрительский восторг. И вот когда Черятников как самый настоящий клоун стал лить слезы на зрителей до пятого ряда, все кто сидел в зале подхватили его на руки и понесли. А мы как дети бежали следом и радовались. Популярность у зрителей это понятно. А когда тебя свои чужие артисты принимают и любят… Что тут скажешь?

Восхитительный успех

Говорят, лучше Папанова никто не мог озвучить роль волка. Никто не мог сыграть волка лучше, чем Черятников. Говорю это с полной ответственностью. Но ярко врезался в память другой его сказочный персонаж. Злодей-разбойник из сказки «Сокровища Бразилии». Он так его играл, что зрители захлебывались от восторга. И взрослые. И дети. Возили эту сказку в пионерские лагеря. И вот однажды идет спектакль. Рядом сидят мама и юное создание лет шести. И вот, когда на сцене появился разбойник, мальчик повернулся к маме и, в полный голос:

– Скажи ему пусть не играет. Я сейчас пописаю и приду.

А перед спектаклем артист попросил освободить центральный поход. Я сначала не поняла, пока не отыграли финал. Ребята «ломанулись» на сцену, а Черятников побежал по проходу. Выбежал на улицу, а следом орущие пацаны. У артиста был сценический костюм как у бразильских музыкантов с желтыми ленточками по рукаву. Так вот, мальчишки бежали и отрывали эти ленточки на сувениры. Восхитительный успех.

Ах, погубит тебя оперетта!

Семьдесят лет для театра – это не возраст. А семьдесят лет для артиста – это уже что-то. Театр всегда молод, всегда жив. Люди приходят и уходят, а театр вечен. Я рад, что уже приходят молодые и они начинают «болеть» опереттой. Мы, старики пройдем через их жизнь также, как прошли через мою очень многие, дорогие мне люди. Мой первый педагог по сцене Игорь Желтоухов, мой первый дирижер Игорь Ипатов, – это они, хлопнув меня по спине благословляли: «Ну, давай!». А потом пришел в мою актерскую жизнь Юлий Гриншпун. В этом имени для меня все. С его уходом я лишился любимого учителя, конгениального собеседника, язвительного и проницательного толкователя всего на свете, остроумца и выдумщика, каких мало. Потрясающая личность. Театр должен потрясать. Люди в нем должны потрясать. Для меня и по сей день осталось непостижимым за что любят оперетту. Я сам ее люблю. Когда-то в капустнике Юлий Изакинович написал номер на мелодию «Одинокая бродит гармонь».

В небе мчится ночная комета.

Опустел переполненный зал.

– Ах, погубит тебя оперетта.

– Монтировщик мне пьяный сказал.

Погубила! И навсегда!

Тамара Бабурова


Фотоальбом
 
По теме
Театр - это не услуга, а такой же элемент стратегической безопасности страны, как оборонная сфера.
Четвертый год в России понемногу, но все же происходит то, о чем вдумчивые театралы из глубинки мечтали не одно десятилетие.
Чудеса случаются - Районная библиотека В рамках проекта «Расскажи мне сказку» (сказкотерапия, для детей с интеллектуальными нарушениями) АНО ПКИ «Лига Книголюбов» был организован и проведен конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой».
Районная библиотека
Талантливых артистов выпускает Детская школа искусств района имени Лазо - Министерство культуры Фото: Пресс-служба министерства культуры края В рамках выездного расширенного заседания правительства края под руководством губернатора Михаила Дегтярева одно из старейших учреждений культуры района имени Лазо – Детск
Министерство культуры
Волшебная страна - театр - Районная библиотека 27 марта во всём мире отмечают всемирный День театра. Вот и ребята из МБОУ СОШ №1 были приглашены в необычное путешествие в волшебный мир театра.
Районная библиотека