В Хабаровском краевом театре драмы продолжается работа над расширением и разнообразием ведущего репертуара. Кстати, за год с небольшим здесь состоялось целых 12 (!) премьер. Как заметил известный режиссер роберт Манукян, поставивший несколько месяцев назад на сцене драмы «Женитьбу Фигаро», такого нет даже во МХаТе.
Не утихают страсти в театре и летом. К новому сезону драма готовит поклонникам Мельпомены очередной сюрприз — мюзикл «Недоросль» по одноименной пьесе Дениса Фонвизина, режиссером которого является режиссер из Санкт-Петербурга Людмила Материнская.
— Это наша с директором драматического театра Алексеем Туркаловым совместная идея, — рассказала она в беседе с корреспондентом газеты «Приамурские ведомости». — Я когда-то уже ставила «Недоросль», и этот мюзикл пришелся мне по душе. Видимо, и Алексей Олегович задумался о привлечении нового зрителя. Мы хотим поставить спектакль, прежде всего, для молодежи. Знаю, что в репертуаре театра есть и серьезные вещи, и комедии, и сказки.
А вот подростки — это та прослойка, которая нередко оказывается за кадром. Вот мы своим мюзиклом и попытаемся немного восполнить этот пробел. Хотим сделать молодежный увлекательный спектакль. Чтобы ребята, которые соберутся в зале, в персонажах узнавали себя. Как известно, героями пьесы являются представители разных социальных слоев XVIII века в России. Ни для кого не секрет, что меняются времена, декорации, но сущность людей остается та же. Многие проблемы, которые поднимает Фонвизин, злободневны и сегодня. Конечно, при работе над материалом я столкнулась с некоторыми сложностями.
Ведь язык, которым говорят герои пьесы, кажется немного сложным для нынешнего времени, витиеватые выражения XVIII века — староватыми. Однако если менять язык, то потеряется колорит произведения. К слову, авторы мюзикла Юлий Ким и Леонид Эйдлин в своей редакции Фонвизина почти не тронули и не стали переписывать его на современный лад. Единственное, что было сделано, — сложные и витиеватые монологи они переделали в музыкальные номера. Вот и я пошла по такому пути. У нас должен получиться спектакль-ирония.
Акцент же на современность пьесы планирую сделать в пластике. Кстати, с нами работает замечательный хореограф Андрей Крылов из музыкального театра (в свое время он работал в театре драмы. — Прим. авт. ).
Нет претензий у меня и к артистам труппы, которые задействованы в постановке. Все танцуют, поют, входят в образ.
Я им говорю: «Мы играем, смотрим на своих героев как бы со стороны». Надеюсь, что все у нас получится.
— Коль мы заговорили о действующих лицах, то хочется узнать: какие актеры театра задействованы в постановке?
— Сразу замечу, что в спектакле нет второстепенных героев.
Все персонажи, по сути, главные, даже те, кто заняты в массовке. Если же пройти по персонам… Митрофанушка у нас Андрей Краснов. Роль мамочки, госпожи Простаковой, сыграют заслуженная артистка России Светлана Царик и Людмила Романенко. Они такие разные, но тем и интересны. В образе Простакова — Юрий Шаклеин.
Виктор Асецкий — Стародум, а Сережа Краснов сыграет Правдина. Еремеевна — кормилица Митрофанушки — по пьесе женщина преклонных годов, но авторы мюзикла сделали ее моложе. С этой ролью, как мне кажется, блестяще справляются молодые и темпераментные актрисы театра Аня Чеботарева и Оля Веденеева. Вообще, в спектакле занято много молодежи. Представители отцов у нас только Простаковы и Стародум, а все остальные — дети. И вот старшее поколение ведет с молодежью беседы. И у каждого своя правда.
Поэтому в спектакле, помимо всего прочего, заложен некий конфликт отцов и детей. Работа на сцене кипит полным ходом.
14 июля планируется сдача мюзикла. Официальная же премьера намечена на начало нового театрального сезона.
— Людмила, я так понимаю, вы впервые ставите спектакль в Хабаровске?
— Скажу больше: я вообще впервые приехала на Дальний Восток. Хабаровск (здесь нахожусь уже больше месяца) сразу понравился. И, поверьте, это не дежурный комплимент.
Он мне показался добрым, искренним и спокойным городом, где отдыхаешь душой. Полюбила гулять по центру Хабаровска. Естественно, не могла не побывать и на постановках в театре драмы.
Внимательно (это у меня уже, наверное, профессиональное) всматриваюсь в лица зрителей, интересно, как они реагируют на происходящие события на сцене, что говорят перед спектаклем, в антракте, после представления… Знаете, у вас такая замечательная и благодарная публика! Поразило, что даже летом, несмотря на жару, отпуска, дачный сезон, люди ходят в театр. Познакомилась с постоянными зрителями. Разговорилась с одной девушкой, которая призналась, что ходит на один и тот же спектакль уже раз в пятнадцатый! Здорово, когда есть своя преданная аудитория. Посмотрела «Сказки старого Арбата», «Леди на день»… Вроде бы спектакли с претензией на комедию, но при этом заставляют задуматься. Вообще, очень хорошо, когда постановки разноплановые.
— Теперь давайте перейдем к вашей персоне. Слышал, что перед тем, как стать режиссером, вы серьезно занимались музыкой…
— Вообще, мне всегда хотелось творить, что-то создавать, «причесывать». Но так вышло, что по первому образованию я скрипачка. Окончила в родном Ижевске музыкальное училище и несколько лет проработала в местном театре оперы и балета в качестве артистки оркестра. Потом судьба вывела меня в город на Неве.
Училась в Ленинградском областном колледже культуры и искусств. Познакомилась со своим будущим мужем.
Он у меня музыкант, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени РимскогоКорсакова. Со временем в эту консерваторию на факультет музыкального театра поступила и я. С тех пор и занимаюсь режиссурой. Ставлю и в Питере (у меня здесь есть своя команда и небольшой театр), и в Москве, и в Ижевске, бывает, выезжаю в другие города.
Из последних постановок — спектакль «Распахни окно любви». Уникальным, на мой взгляд, получилось сказочное шоу для детей и их родителей «Белоснежка и семь гномов».
Главным украшением спектакля стали яркие и непредсказуемые хозяева альпийских гор — веселые гномы, на роль которых впервые в России были приглашены маленькие люди, артисты Московского цирка лилипутов. А Белоснежку сыграла Мирослава Карпович, хорошо известная зрителям по популярному сериалу «Папины дочки».
Среди других моих постановок «Ханума», «Капитанская дочка», мюзиклы «Кот в сапогах», «Прекрасная Галатея», «Русалочка» и другие.
— И последний вопрос. В ваших планах еще есть постановки в Хабаровске?
— Надо вначале закончить работу над спектаклем «Недоросль», а там, как говорится, посмотрим. Идеи у меня еще есть. Можно, например, поставить пушкинскую «Капитанскую дочку» или что-нибудь еще для молодежи. Я двумя руками «за».
Беседовал Дмитрий Иголинский
Источник : Приамурские ведомости № 26 (8008) 29 июня 2016 года