Хабаровский ТЮЗ добился номинации на «Золотую маску» и … бунта

В апреле 2017 года Хабаровский театр юного зрителя представлял Дальний Восток на национальном театральном фестивале «Золотая маска». Двух номинаций был удостоен спектакль «Дознание» по пьесе Петера Вайса в постановке Михаила Тычинина - «Лучший спектакль. Драма, малая форма» и «Лучший режиссер».
Спектакль «Дознание» появился в репертуаре театра юного зрителя благодаря проведенному прошлым летом фестивалю-лаборатории актуальных текстов «Наша тема». По условиям фестиваля зрителям были представлены эскизы и читки, то есть не законченные спектакли, и вместе с ними мы дискутировали о том, стоит ли их включать в репертуар театра. Спектакль «Дознание» стал лидером фестиваля, получив Гран-при. То есть появился на свет, как провокационный, экспериментальный.
Как отмечает художественный руководитель театра юного зрителя Константин Кучикин, часто бывающий на всевозможных фестивалях и смотрах, театр сегодня развивается очень интересно, появляется много спектаклей-явлений, достойных уровня национального фестиваля и премии. Безусловно, «Золотая маска» стимулирует театральный процесс. Конечно, престижно попасть в число номинантов, но это, прежде всего, большая работа. С тюзовским спектаклем «Дознание» в Москве было много сложностей - даже с поиском помещения. Это, пожалуй, и было самое трудное, ведь требовался не традиционный театральный зал - в Хабаровске спектакль идет в театральном гараже.
В Москве его играли в «Пространстве У Моста». Это бывший гараж под Крымским мостом, в самом центре Москвы, рядом автомойка. Многое здесь работало на спектакль: бетонный пол и стены, даже затхлость помещения, звуки, например, когда по мосту едут автомобили, и звук колес на стыках создает то ли иллюзию проходящих поездов, то ли бьющегося сердца.
На показе «Дознания» на «Золотой маске» было всего 30 зрителей. При этом треть из них - члены жюри фестиваля, треть - театроведы, журналисты и лишь небольшая часть - «обычные» люди. Постановка вызвала большой резонанс своей формой, провокативным содержанием.
Необычная форма была выбрана постановщиком намеренно и вовсе не ради самой провокации. Театровед Ксения Аитова, делясь впечатлениями о спектакле, подчеркнула: «Как сделать так, чтобы зритель не смотрел спектакль про нацистский концлагерь, как историю «о той войне»? Как задеть его, заставить почувствовать выбор между участием и неучастием, выбор в практически безвыходной ситуации?» Михаил Тычинин поставил документальную пьесу Петера Вайса «Дознание», написанную по материалам франкфуртского процесса над бывшими сотрудниками нацистских концлагерей. Тычинин рассудил, что актеры не смогут оставаться нейтральными, играя палача или его жертву, и, чтобы не навязывать публике какой-либо точки зрения, оставил ее… один на один с текстом: сначала зрителям выдают копии пьесы для самостоятельного чтения, а потом предлагают прочесть ее вслух, передавая стопку листов по кругу.
То, что спектакль не просто задел, взволновал, подтвердил «зрительский бунт», который случился на заключительном показе. «Он начался из-за плошки с водой, - вводит в курс дела театровед Антон Хитров. - Тюремная посуда, розданная чтецам, поначалу казалась очередной лишней сущностью: читать, удерживая на коленях полную воды железную миску, довольно неудобно. Заварушку, вольно или невольно, начала зрительница, которая молча отказалась взять у артистки посудину. Другие актеры столпились возле нее, так же молча давая понять, что спектакль не может продолжаться, пока все зрители не выполнят их требований. Несколько человек начали акцию солидарности: сначала на пол с грохотом полетела одна миска, затем - другая. Спустя какое-то время люди нарушили молчание и принялись обсуждать наилучший выход из ситуации. В конце концов, миску забрал другой человек, и действие продолжилось. Этот случай доказывает, насколько велик потенциал театра как своеобразной социальной лаборатории».
Случившееся, по мнению журналиста Екатерины Нечитайло, «словно высветило главную тему спектакля - проблему выбора, ответственности за него, страха перед этим. Тогда, сейчас, всех, каждого. Выбора тех, кто поступил так потому, что ему «нужно было выжить», тех, кто не задумывается о последствиях, тех, с чьего незнания и молчаливого согласия все совершалось. Да и всех тех, кто искренне верит, что даже на Страшном суде он будет всего лишь свидетелем обвинения».
Уроки фестиваля и проверка «Золотой маской» состоялись. Впереди много работы. С 24 июня по 23 июля каждый уик-энд в хабаровском ТЮЗе будет проходить фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема».
Подготовила А. Шавгарова.

 
По теме
Реконструкция набережной в краевой столице идет по графику - Министерство культуры Сегодня заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Николай Королев в рамках рабочего визита проинспектировал строительство туристических объектов в краевой столице.
19.06.2018
 
17 июня Хабаровский краевой театр драмы закрыл 72 театральный сезон - Краевой театр драмы Повесть Михаила Булгакова хорошо всем известна. У всех, кто её читал, видел другие спектакли и экранизации, есть собственные нарисованные жизненным опытом и фантазией образы героев.
19.06.2018
26 июня 2018 года в 10.00 в МУК "Музей изобразительных искусств" г. Комсомольск-на-Амуре, по адресу: пр.
19.06.2018
Хабаровские школьники ликвидировали несанкционированную свалку - ИА Открытый город. Хабаровск Из помойки место превратилось в зеленый уголок. Несанкционированная свалка образовалась недалеко от подростково-молодежного клуба «100%» (Шмаковская улица, 7), сообщает «Открытый город».
18.06.2018 ИА Открытый город. Хабаровск
17 июня Хабаровский краевой театр драмы закрыл 72 театральный сезон - Краевой театр драмы Повесть Михаила Булгакова хорошо всем известна. У всех, кто её читал, видел другие спектакли и экранизации, есть собственные нарисованные жизненным опытом и фантазией образы героев.
19.06.2018 Краевой театр драмы
Реконструкция набережной в краевой столице идет по графику - Министерство культуры Сегодня заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Николай Королев в рамках рабочего визита проинспектировал строительство туристических объектов в краевой столице.
19.06.2018 Министерство культуры