На перекрестке всех дорог мы свяжем запад и восток

После террористического акта в метрополитене Санкт Петербурга жители края стали больше обращать внимание на безопасность наших транспортных объектов. Об этом говорит даже статистика звонков на «тревожный» номер «112» по поводу бесхозных предметов на вокзалах и остановках. Насколько жестко сегодня контролируется у нас безопасность людей на транспорте? Это первый вопрос к губернатору Вячеславу Шпорту в большом разговоре о транспортном потенциале Хабаровского края.
- Теракт, который произошел в Санкт-Петербурге, - говорит губернатор, - ужасен и требует повсеместной максимальной бдительности.
Несмотря на стабильность в нашем крае, отдаленность от федерального центра, не стоит думать, что террористические угрозы нас будут обходить стороной. Необходима всеобщая концентрация сил и внимания, направленная на предупреждение террора на транспорте, в различных общественных местах.
Я уже поручил повысить меры безопасности в местах массовых скоплений людей, на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах региона.
Дополнительно принимается комплекс мер, направленных на усиление антитеррористической защиты объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, транспортных средств. Причем на всех объектах транспортной инфраструктуры в Хабаровске и по всем муниципалитетам.
Прошу всех отнестись к данной проблеме с максимальной ответственностью.

Транзитный потенциал

- Вячеслав Иванович, Хабаровский край всегда был и остается ключевым транспортным узлом Дальнего Востока. Что изменилось с приходом новой концепции развития региона, направленной на сотрудничество с АТР?
- Совсем кратко на ваш вопрос я бы ответил так: Хабаровский край находится на перекрестке всех дорог, продолжая путь развития страны. Наши колоссальные транзитные возможности обеспечивают интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Это особенно важно в свете новой экономической политики, которую проводит руководство страны на Востоке России.
Другой вопрос: что нужно, чтобы этот потенциал реализовать? Ответ очевиден: совершенствовать транспортную инфраструктуру. Что мы и делаем, формируя опорную транспортно-логистическую сеть с вовлечением промышленного потенциала региона в экономику России и АТР.
- На какие виды транспорта при этом делаем ставку?
- На все. Необходимо в полной мере использовать имеющиеся выходы через морские порты в страны АТР и судоходный Амур - для жизнеобеспечения северных районов. Актуальны задачи по расшивке «узких» мест на железной дороге, реконструкции и создания автотрасс, развитие трубопроводного транспорта, авиасообщения.
Кстати, на последнем хочу остановиться особо. Мы ведем реконструкцию международного аэропорта Хабаровск «Новый». Это важнейший проект как для края, так и для всего ДФО. Будем его развивать на основе государственно-частного партнерства. По предварительным данным, общий объем инвестиций в развитие аэропорта к 2030 году должен составить почти 19 миллиардов рублей.
Реконструкция аэродромного комплекса ведется за счет федерального бюджета. А на строительство нового пассажирского терминала пойдут негосударственные средства. Свое участие подтвердили иностранные инвесторы из Японии: «SojitzCorporation» и «JATCO». Компания «Ernst&Young» разработала концепцию и технико-экономическое обоснование проекта развития коммерческой территории (AirCity). Сейчас идет проектирование объектов.
Мы ставим задачу создать современный узловой аэропорт федерального значения - ХАБ. Чтобы в полной мере использовать конкурентные преимущества - расположение на пересечении транссибирских и трансвосточных воздушных трасс, в наиболее благоприятных климатических условиях, возможность принимать суда в любую погоду.
Впрочем, наш аэропорт и сейчас - не только крупнейший в ДФО, но и первый по объемам перевозок. Он сохранил лидерство в 2016 году, обслужив 1,9 миллиона пассажиров (с учетом транзита). Это на 2,6 процента выше показателей предыдущего года.
-   Грузопоток в аэропорту тоже растет?
- Да, по итогам прошлого года он составил 24,5 тысячи тонн (на 5,8 процента больше, чем в 2015-м). Появились новые рейсы. Например, начала полеты авиакомпания «Эйрбриджкарго» - один из крупнейших грузовых перевозчиков в мире, осуществляющий межконтинентальные рейсы через Россию. Именно эта компания начала выполнять транзитные посадки в Хабаровске на маршрутах в США.
С конца 2016 года открыто новое грузовое направление в маршрутной сети самолетами «Почты России». Это ведомство запланировало строительство на территории аэропорта Хабаровск логистического почтового центра - единственного на Дальнем Востоке.
Вообще, грузопоток у нас сейчас вырос по всем направлениям, включая автомобильный и водный транспорт. Сегодня край обеспечивает почти 40 процентов грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 23 процента общего грузооборота портов округа и 31 процент - всего транспортного комплекса Дальнего Востока. А абсолютным лидером по темпам роста стал трубопроводный транспорт - он показал увеличение за 2016 год на 14,1 процента.

Кто региону донор

- Сегодня у нас есть крупные проекты федерального значения в сфере транспортной логистики?
- Во-первых, это модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Здесь общий прогнозный объем капитальных вложений составляет более 560 миллиардов рублей. На 2017-й - более 12,4 миллиарда рублей.
Кроме того, железнодорожное ведомство ведет реконструкцию пешеходного тоннеля на станции Хабаровск‑1. В нынешнем году затраты составят 216,2 миллиона рублей, к августу тоннель должен быть готов.
Еще один масштабный проект - строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке (морской порт Ванино). Его реализует группа компаний «Колмар». Общая стоимость проекта - более 27 миллиардов рублей. Это средства инвестора, они пойдут на создание перегрузочного терминала, развитие транспортной инфраструктуры, сетей энерго- и водоснабжения. А на бюджетные деньги будут выполнены дноуглубительные работы на объектах федеральной собственности.
Плюс к этому принято решение о выделении по этому проекту 3,2 миллиарда рублей федеральной субсидии - на строительство железнодорожного пути и сетей энергоснабжения. Первая очередь комплекса будет сдана в третьем квартале 2019 года.
Важная для нас тема - увеличение мощности Ванинского балкерного терминала с развитием железнодорожной инфраструктуры парка «Токи». Реализация этого проекта обеспечит к 2020-му перевалку до 24 миллионов тонн энергетического угля в год.
Кроме того, в рамках реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре в 2017 году будут построены три участка автодороги «Хабаровск - Лидога - Ванино» с подъездом к Комсомольску. На это запланировано 583 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета - 450,5 миллиона рублей, остальное - краевые деньги.
Таким образом, в этом году мы достроим эту важнейшую трассу. Она не просто свяжет центр и районы края с Комсомольском-на-Амуре и Ванинским морским портом, но и станет последней частью автомобильного сообщения евроазиатского международного коридора «Транссиб». К тому же появится транспортный выход с федеральных автомагистралей Чита - Хабаровск и Хабаровск - Владивосток к морским портам на Тихоокеанском побережье.
- Инвестиции предполагаются большие. Какую долю ВРП и отчислений в бюджете края формирует транспортный комплекс?
- Если совсем кратко, то - львиную. В 2015 году на транспорт в общем объеме валового регионального продукта приходилось 24,9 процента, в 2016-м - 26,8.
Аналогичная ситуация и с отчислениями в бюджет края. По итогам 2015 года доля транспортной отрасли в налоговых поступлениях составила 15,2 процента, в 2016 году - 15,6 процента (11,8 миллиарда рублей), и это крупнейший показатель в крае.
В основном перспективный рост транспортной отрасли края обеспечивают инвестиционные проекты нескольких крупнейших компаний: «РЖД», «Транснефть-Дальний Восток», «СУЭК», «Калмар», «Хабаровский аэропорт».
Конечно, не все транспортные направления имеют положительную налоговую отдачу. Например, пассажирские перевозки в крае (впрочем, как и во многих других субъектах России), из-за значительных расстояний и сравнительно небольшого пассажиропотока нуждаются в субсидировании. Но это вопрос из плоскости социально значимых. В десятки населенных пунктов края можно только самолетом долететь. Вот совсем недавно, в феврале, мы добавили поселок Нелькан к существующему маршруту Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Аян. Сделали это по многочисленным просьбам жителей Аяно-Майского района. Новый маршрут будет субсидироваться из краевого бюджета.

Флаги на побережье

- Ванино и Советская Гавань давно интересуют частные компании, желающие развивать экспорт продукции в страны АТР. По вашей оценке, льготы, предусматриваемые режимом Свободного порта, в большей степени рассчитаны на крупных инвесторов или на небольшие проекты, не обязательно связанные с транспортом?
- Развитие Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла логично вписывается в программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Напомню, по ней предусмотрена разработка месторождений Забайкальского и Хабаровского краев, Иркутской и Амурской областей, Республики Бурятия, Южной Якутии, Еврейской автономной области и Кузбасса, строительство горно-обогатительных комбинатов и, что особенно важно для нас, - специализированных портовых терминалов в портах Ванино и Советская Гавань. Все это обеспечит рост экспорта угля в страны АТР.
Проекты крупные, и реализуют их серьезные инвесторы. Ванинский муниципальный район отнесен к порто-франко со второго полугодия 2016-го. Рассматривается вопрос о включении и Советской Гавани в этот режим. Для резидентов подразумеваются и налоговые льготы, и упрощение таможенных и визовых процедур, и административные преференции.
Сегодня в предварительный перечень потенциальных резидентов уже вошли 20 инвесторов с объемом вложений более 87 миллиардов рублей. Более 70 процентов из них - это представители малого и среднего бизнеса в различных сферах деятельности: строительство, рыбопереработка, сельское хозяйство, транспорт. 
Более того, сегодня Минвостокразвития РФ прорабатывает возможность снижения минимального объема инвестиций с 5 миллионов до 500 тысяч рублей при реализации инвестпроектов на территории Хабаровского края, включенных в Свободный порт. Это делается как раз для того, чтобы привлечь сюда малый и средний бизнес. 
- Сейчас в двух прибрежных районах края развиты в основном перевалка грузов, лесозаготовка и лесопереработка, добыча и переработка водных биоресурсов. Будет ли способствовать установление режима Свободного порта развитию новых для Ванино - Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла отраслей экономики? Нужны ли они там?
- В соответствии с законодательством резидент Свободного порта может осуществлять любой вид деятельности. Ну, кроме запрещенных, конечно. Насколько помню, туда входят добыча нефти и газа, производство ряда подакцизных товаров, административная деятельность.
То есть у нас появляются перспективы развития новых сельскохозяйственных, пищевых и промышленных производств, горного, строительного, топливно-энергетического комплексов, жилищно-коммунального хозяйства и, разумеется, туризма. Это означает открытие новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры, создание и модернизация производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.
Нужно ли это все? Такой вопрос даже не стоит. Нужно! Ведь мы нацелены на ускоренное социально-экономическое развитие Хабаровского края, на закрепление населения во всех районах. Для этого нужна работа и комфортные условия жизни.

Подготовил Виктор ИЛИН.

 
По теме
 
 
В дежурную часть отдела МВД России по Солнечному району обратилась местная жительница с заявлением о краже велосипеда стоимостью 10 тысяч рублей.
18.08.2018
 
План по ремонту хабаровских дорог выполнен почти на шестьдесят процентов - Администрация г.Хабаровска С оставшейся частью работ дорожники намерены разобраться к 25 сентября. Об этом сообщил начальник городского управления дорог и внешнего благоустройства Олег Гроо.
17.08.2018
JPG Файл - УМВД по Хабаровскому краю В турнире приняли участие семь команд. За кубок победителя боролись команда подразделений УМВД России по Хабаровскому краю и команды подчиненных территориальных органов.
18.08.2018
Защищать хабаровского фотографа, обвиняемого в педофилии, будет известный адвокат - ИА АмурПресс Защищать обвиняемого в педофилии Валерия Спидлена - известного хабаровского фотографа из краевого правительства - будет один из лучших адвокатов Хабаровска Михаил Слепцов.
18.08.2018 ИА АмурПресс