Экономика в тисках кризиса

Интернет-издание East Russia опубликовало цикл материалов об итогах развития краев и областей Дальневосточного федерального округа в прошедшем 2015 году. Предлагаем вниманию читателей обзор о Хабаровском крае.
Если в традиционно конкурирующем с Хабаровском Приморском крае имеющиеся ресурсы и поддержка центра позволили хотя бы сохранить статус-кво, то Хабаровский край оказался крайне уязвимым к кризисным процессам и, по сути, ничего не смог им противопоставить в режиме оперативного реагирования. Центр, судя по всему, не до конца понимает масштабность и системный характер проблем Хабаровского края, урезав ему финансовую помощь, но при этом ведет работу по созданию в регионе точек роста. Пока, впрочем, эта работа не привела к ощутимым практическим результатам.
С точки зрения обилия принимаемых в отношении Хабаровского края решений регион трудно признать обделенным вниманием. Одним из наиболее важных событий конца прошлого года и развивающейся сейчас тенденцией стало определение Комсомольска-на-Амуре в качестве одной из ключевых точек роста всего Дальнего Востока.
Эта позиция была обозначена в президентском послании, как годом ранее в послании был особо выделен Владивосток, где впоследствии началось создание свободного порта. «Попадание» Комсомольска-на-Амуре в текст президентского послания - это несомненный успех региональных властей. Заинтересованность губернатора Вячеслава Шпорта тем более очевидна, поскольку он является выходцем из этого города. Другим потенциальным бенефициаром новой тенденции может стать Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которой подконтрольно ключевое предприятие города - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ).
Губернатор поддерживает с КнААЗ давние отношения, поскольку вся его трудовая биография связана с этим заводом. Предпосылки для объединения усилий губернатора и ОАК и продвижения интересов Комсомольска-на-Амуре и в самом деле выглядят очень серьезными (летом губернатор и ОАК подписали соглашение о сотрудничестве). В результате в соответствии с президентскими поручениями Минвостокразвития России подготовлен план социально-экономического развития этого города. О каком-либо особом и уникальном режиме, наподобие свободного порта, речи не идет. Но стоит напомнить, что в прошлом году в городе была создана территория опережающего развития, одна из двух в Хабаровском крае.
Поэтому новый механизм развития в городе уже используется. Правительственный план предполагает федеральные инвестиции в городскую инфраструктуру. Губернатор Вячеслав Шпорт уже успел заявить об амбициозных планах, включающих даже строительство скоростной железной дороги от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. Усиление позиций Комсомольска-на-Амуре создает и интересную интригу в отношениях между этим городом и Хабаровском.
Если ранее Хабаровск всегда считался безусловным политическим и финансово-экономическим центром региона, то теперь Комсомольск словно пытается бросить ему вызов и укрепить свои позиции второй столицы Хабаровского края. Впрочем, этот статус объективно может быть обоснован не только тем, что Комсомольск-на-Амуре - второй по численности жителей и явно опережающий все остальные город Хабаровского края, но и фактом нахождения в этом городе одного из крупнейших промышленных предприятий всего региона - КнААЗ.
ТОРы Хабаровского края как зеркало интересов крупного регионального бизнеса
Интересы обоих ключевых центров Хабаровского края, впрочем, были соблюдены при принятии в прошлом году решений о создании ТОР. На территории Хабаровского края появились две ТОР - «Хабаровск» и «Комсомольск», что полностью соответствует экономической и демографической структуре региона. Более того, все принятые правительством решения о создании в регионе точек роста прямо соответствовали сложившимся реалиям.
Так, два приоритетных инвестиционных проекта, утвержденных федеральными властями на территории Хабаровского края, связаны с его «сырьевой» и «транспортной» частями. В первом случае речь идет о проекте развития добычи и обогащения угля в зоне БАМа (проект АО «Ургалуголь», входящего в ведущую угольную компанию страны СУЭК). Во втором - о создании угольного портового терминала в Ванино.
Обращает на себя внимание и тот факт, что точки роста в Хабаровском крае создаются в интересах, главным образом, крупного бизнеса, как правило, - уже работающего в регионе. С ТОР «Комсомольск» связаны интересы структур ОАК и ее поставщиков (одним из якорных инвесторов этой ТОР становится ГК «Энергия», сотрудничающая с ОАК). «Угольные» проекты, претендующие на государственное софинансирование, реализуются политически влиятельными столичными ФПГ. Проект в Ванино подконтролен структурам Геннадия Тимченко и претендует почти на 3,3 миллиарда рублей из бюджета (через Ванино предполагается осуществлять экспорт угля, добываемого в Якутии компанией «Колмар», в которой Геннадий Тимченко до недавних пор был основным владельцем).
СУЭК рассчитывает построить за счет государства автомобильные мосты, железнодорожные подъездные пути и линию электропередачи в районе своих угольных месторождений (на это выделяется более полутора миллиардов рублей). Кроме того, среди инвесторов ТОР «Комсомольск» фигурирует один из лидеров лесной отрасли Дальнего Востока - «РФП Групп», а в ТОР «Хабаровск» представлены структуры хабаровского аэропорта, являющегося частной компанией.
На этом основании можно сделать вывод о том, что пока создаваемые в регионе институты развития и точки роста в большей степени нацелены на поддержание на плаву или же обеспечение роста существующей региональной экономики. Какие-либо планы по ее диверсификации и созданию принципиально новых производств не просматриваются. Из существующих проблемных отраслей, вероятно, не удастся преодолеть кризис в судостроении.
Предприятия судостроения виделись в качестве возможных бенефициаров создания ТОР, но решений по этому поводу принято не было. Ресурсы Хабаровска, как не просто политического, но и научного, инновационного центра Дальнего Востока, тоже пока не используются. Хотя такой потенциал существует и вполне может быть реализован, в частности, на площадках ТОР «Хабаровск», таких как индустриальный парк «Авангард» и промышленная зона в районе села Ракитное. В сущности, только Хабаровский край имеет на Дальнем Востоке необходимый кадровый потенциал, способный продуцировать инновационное развитие. Без его реализации Хабаровск рискует окончательно уступить позиции Владивостоку, пользующемуся ресурсом своего географического положения.
Пока же задуманные в Хабаровском крае проекты производят впечатление слишком предсказуемых, выдержанных в стандартной логике воспроизводства статус-кво. Несколько потерялся как раз не самый стандартный проект - территории российско-китайского сотрудничества на некогда спорном амурском острове Большой Уссурийский вблизи Хабаровска. Здесь строились планы по созданию туристско-рекреационной зоны, которые обсуждались на уровне федерального правительства. Но в самое последнее время на первые позиции стал выходить схожий проект «Золотой мили» в Амурской области, тогда как по Большому Уссурийскому никакого продвижения не видно.
Однако и по уже обозначенным индустриальным и инфраструктурным проектам нельзя говорить об их быстром продвижении. Хабаровские ТОРы столкнулись с проблемами при выстраивании отношений с их основными резидентами. В Комсомольске-на-Амуре не удалось пока приступить к работе ГК «Энергия», которая видится ключевой компанией соответствующей ТОР. Информационная активность компании пришлась на прошлое лето, после чего, очевидно, наступил этап поиска и подтверждения финансирования. В Хабаровске затянулось решение вопросов с владельцами аэропорта, модернизация которого должна стать одним из важнейших инвестиционных проектов в регионе.
Весной Корпорация развития Дальнего Востока рапортовала, наконец, о подписании соответствующего соглашения со структурами аэропорта, однако к практической фазе проект пока не перешел. Так и не решился уже очень старый вопрос о функционировании портовой особой экономической зоны в Советской Гавани, которая по-прежнему остается в подвешенном состоянии. Создание там ТОР или свободного порта остается лишь на уровне предположений, инфраструктурный и производственный потенциал главного портового комплекса Хабаровского края, агломерации Советской Гавани и Ванино, недоиспользован. Кроме того, выросла вероятность сокращения инвестиционной программы ОАО «РЖД» и ее поддержки государством после смены руководства этой компании.
В этой связи модернизация «хабаровской» части БАМа тоже может не получить достаточного финансирования (в то время как в рамках государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона такое финансирование сейчас почти не предусмотрено). Тем самым по итогам прошлого года ни один новый, или же обновленный старый проект, по большому счету, в Хабаровском крае не заработал. Все утонуло в бюрократических согласованиях и аппаратных противоречиях.
Перспективы сырьевой экономики - резервы роста края
Позитивные сдвиги стали происходить тем временем на несколько менее значимых для края направлениях.
Так, в добыче полезных ископаемых оживилась ситуация с производством олова. Компания «Русолово» стала продвигать получение государственной поддержки для строительства ГОКа на Правоурмийском месторождении в Верхнебуреинском районе. Эта компания стремится выбить финансирование для строительства ЛЭП и автодороги. Соглашение с ней было, в частности, подписано властями Хабаровского края на Восточном экономическом форуме. Но финансирование, конечно, предполагается из федеральных средств.
Обозначились положительные тенденции и в лесной промышленности, где укрепляет свои позиции «РФП Групп», один из участников ТОР в Комсомольске-на-Амуре. Кроме того, государственной поддержки добивается компания «Азия лес», которая намерена построить деревообрабатывающий завод (речь тоже идет о дороге и ЛЭП). Лесная промышленность Дальнего Востока не раз подвергалась критике, в т. ч. со стороны Юрия Трутнева в связи со своей низкой эффективностью и значительной криминализацией. Возможно, Хабаровский край способен стать главной точкой роста лесной отрасли ДФО, потенциал которой, в самом деле, не реализован.
Напротив, большой похвалы со стороны региональных властей удостоилась в прошлом году рыбная промышленность Хабаровского края, демонстрирующая хороший рост, опережающий по динамике многие другие регионы Дальнего Востока. Возможно, в рыбной отрасли Хабаровского края также есть еще неиспользованный потенциал, учитывая, что регион не имеет традиционной «рыбной» специализации и уступает соседям. Однако в таком случае Хабаровскому краю надо гораздо активнее встраиваться в обсуждаемые сейчас планы реформирования рыбной отрасли и «пробивать» развитие в этом качестве своего «приморского кластера» вокруг той же Советской Гавани. Преодолеть сопротивление лоббистов Приморского края, Сахалина и Камчатки при этом будет трудно. Но в любом случае, если уж говорить о сырьевой экономике Хабаровского края, то лесная и рыбная промышленность, где есть еще резервы роста, могли бы занять более значимое место в разрабатываемых сейчас проектах.
Р. Туровский,
доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ.
(Окончание в следующих номерах).

 
По теме
Чудеса случаются - Районная библиотека В рамках проекта «Расскажи мне сказку» (сказкотерапия, для детей с интеллектуальными нарушениями) АНО ПКИ «Лига Книголюбов» был организован и проведен конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой».
Районная библиотека
Талантливых артистов выпускает Детская школа искусств района имени Лазо - Министерство культуры Фото: Пресс-служба министерства культуры края В рамках выездного расширенного заседания правительства края под руководством губернатора Михаила Дегтярева одно из старейших учреждений культуры района имени Лазо – Детск
Министерство культуры