Новости города БезФормата.Ru
Хабаровск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Константин Эрнст и создатели фильма «Викинг»: «Андрея Рублева» тоже громили за грязную Русь

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин беседует с авторами исторического блокбастера, вокруг которого сейчас кипят страсти [инфографика, видео] Продюсеры Константин Эрнст (слева), Анатолий Максимов (в центре) и режиссер Андрей Кравчук на съемках «Викинга».Фото: Первый канал

У «Викинга» сейчас 4 с половиной миллиона зрительских посещений. Это рекорд для первых двух недель проката новейшего российского кино. Один из продюсеров фильма, Константин Эрнст, предлагает измерять успех картины именно количеством посмотревших ее зрителей: цифры кассовых сборов не дают точного понимания ситуации, поскольку зависят от валютных колебаний. Хотя и эта цифра впечатляет: 1 миллиард 275 миллионов рублей.

В разговоре о картине, вокруг которой сейчас кипят нешуточные страсти, но которая может стать локомотивом для вызволения российского кино из того незавидного положения, в котором оно оказалось сейчас, помимо Эрнста, участвуют сопродюсер Анатолий Максимов и режиссер «Викинга» Андрей Кравчук.

Вокруг картины сейчас кипят нешуточные страсти.Фото: Первый канал

Если фильм вызывает такие споры - значит, он живой

- «Викинг» стал вызовом как для его авторов, так и для его зрителей. Хотели вы того или нет, но ваша картина пересматривает сложившиеся десятилетиями представления о том, что такое «исторический фильм» и как относиться к истории государства Российского. Авторы, по-моему, не ожидали такой реакции публики. А зрители - такого фильма. Насколько я понимаю, вы не закладывали в пиар-концепцию картины элемент скандала. Не ждали, что люди начнут рвать вас и друг друга в клочья на страницах соцсетей, доказывая, что они знают историю Руси лучше, чем создатели «Викинга». С чем вас уже можно поздравить, ведь до выхода фильма эта тема мало кого интересовала.

Константин Эрнст: - Скандала мы точно не ожидали. Ждали критики, но в основном из лагеря, который, на мой взгляд, неверно называется либеральным. Ну, знаете, фильм о князе Владимире, который выходит через месяц после установки ему памятника.

Но мы не думали, что попадем в такой нерв. Мы хотели рассказать историю, о которой практически никто ничего не знает. Поделиться о ней своим представлением, взяв за основу «Повесть временных лет» как единственный источник, который может претендовать на какую-то достоверность. То, что это вызовет такую бурю эмоций, мы не могли предвидеть. Но счастливы этим обстоятельством. Фильм стал нужным аудитории, на него идут. Мы живем в таком мощнейшем информационном потоке, что выделить какую-то книгу, какой-то фильм сейчас очень сложно. Сегодня выходит огромное количество книг - блестящих, умных, тонких. Если бы они вышли, например, в 1982-м, это было бы событие на полгода обсуждения. А сейчас их почти не замечают. Это не делает эти книги хуже. Просто, к сожалению, аудитория пролетает мимо них. Поэтому мы благодарны зрителю за то, что наш фильм сделался центром таких столкновений. Значит, мы нашли верную тему.

Анатолий Максимов: - Драйв и вызов состояли в том, чтобы сделать в нашем кино то, чего до нас никто не делал. А аудитория обычно не бывает благодарна, когда ей бросают вызов. Большая часть зрителей ждала нового «Чапаева», своего рода киноиллюстрации к известному монументу. А увидели историю о том, как один человек стал другим. Для нас это фильм не о том, как мудрый и отважный политик привел страну к геополитическому триумфу. А о том, как один человек смог пройти через невозможное, преодолеть себя и дал шанс сделать это целой стране. Для нас важно, что эта история рассказана, как нам представляется, в корректно воспроизведенных исторических обстоятельствах. Почему я подчеркиваю слово «корректность»? Потому что многие наши критики воспринимают образ раннего русского Средневековья в духе пьесы Островского «Снегурочка», написанной в девятнадцатом веке.

Вот как зрители оценивали фильм на выходе из кинотеатров (в опросе участвовало около тысячи человек в пяти городах-миллионниках).

Константин Эрнст: - Одна моя знакомая сказала о фильме так: «Нет, хорошо, конечно, но очень жестоко. Я думала, будет похоже на иллюстрации Билибина!»

Анатолий Максимов: - Наверное, я несу чуть большую ответственность за историчность фильма, чем мои товарищи, потому что государство тратило деньги, готовя из меня филолога-медиевиста. История раннего Средневековья - питательный бульон для националистических фантазий в стиле вагнеровских «Нибелугнов». Потому что об этом времени действительно немного что известно. И оно легко позволяет «вчитывать» в себя разные идеологические конструкции. Особенно мало сохранилось сведений о языческом периоде Древней Руси. Мы легко называем по именам языческих богов древних славян, но не знаем их функций. Мы - заложники устоявшихся реконструкций. Перун - бог-громовержец. Возможно. Но это предположение основано на сходных функциях бога Перкунаса в литовской мифологии, про которую известно намного больше, потому что Литва приняла христианство почти на 400 лет позже Руси.

Относительно уверенно можно опираться только на информацию, которую добывает нам археология: фундаменты зданий, детали оружия, упряжи и костюма. Например, кто такие печенеги, даже этнически, мы не знаем вообще. Куда они делись? Наиболее распространенное предположение - что этот кочевой народ превратился в современных боснийцев.

Не сохранилось внутренних письменных источников о периоде. Мы даже не знаем, какой была в то время русская письменность. Есть только разрозненные сведения иностранцев, с разными целями заходивших на Русь.

Андрей Кравчук: - Если фильм вызвал такие споры, значит, он живой. Если бы он был невзрачный, блеклый, неубедительный, он бы никого не задел. У нас же в большинстве отзывов - либо восторг, либо ненависть. И понятно почему: фильм говорит о наших корнях, нашей идентичности, о наших представлениях о самих себе. Конечно, когда я думаю о своих предках, мне хочется, чтобы они выглядели красивыми и хорошими. Так же происходит, когда мы глядим в свое прошлое. Зрители интуитивно хотят сказки, иллюстраций в духе Билибина или Васнецова. В свое время «Андрей Рублев» тоже получил по полной программе - и от Солженицына, и от Глазунова. Причем тоже за грязь…

Социокультурная значимость фильма.

Путин смотрел версию 18+

- Константин Львович, вы, как продюсер «Викинга», в какой-то степени пошли против повестки дня, которую сами же в большой степени и формируете, как гендиректор Первого канала. Скажем, днем у вас идут ток-шоу, в которых - сам слышал - величие России утверждается, мягко говоря, за счет других стран. Потом люди, которые все это смотрят, идут в кино и видят фильм, в котором их предки предстают совсем не в том величавом виде, в котором им надлежит быть согласно новейшему политическому курсу. Получается, что, одной рукой насаждая некие мифы, вы другой их разоблачаете. Нет ли в этом противоречия?

Константин Эрнст: - У кино, думаю, нет прямой связи с телевидением. Эти аудитории пересекаются только частично. Люди, которые смотрят дневное телевидение, в большинстве своем в кино не ходят. У них нет этой привычки. В отличие от молодых. Кино стало подростковым зрелищем. Все, что может быть показано по телевизору или интернету, почти потеряло шансы быть показанным в кинозалах, где работают только зрелища, которые невозможно воспроизвести дома. У нас была изначально сложная задача. Нам нужно было сделать зрелище для кинозалов, которое могли бы смотреть подростки, но которое заинтересовывало бы и взрослых людей. Впервые в мире мы выпустили фильм сразу в двух версиях - 12+ и 18+. Потому что отлично понимали, что для полноты художественной достоверности нам нужно делать фильм достаточно жестким и эротичным. Но понимали и то, что в этом случае значительная часть аудитории не сможет его посмотреть.

- А какую версию смотрел Путин?

Константин Эрнст: - 18+, в соответствии с возрастом.

- Андрей сказал, что, если бы фильм был серым и неинтересным, его бы никто не заметил. Вы правда думаете, что кто-то мог не заметить «Викинга» при том количестве рекламного времени, которое отдает ему Первый канал?

Оценка зрителей в плане оправдания ожиданий и рекомендаций.

Константин Эрнст: - Послушайте, это фильм Первого канала. Поддерживать кино своего производства - мировая практика. Если в корпорации есть киностудия, то принадлежащие ей телевидение и радио активно рекламируют ее фильмы. «Тайм Уорнер», «Эн-би-си Юниверсал», «Дисней», вся группа Мёрдока, «Фокс» - все большие американские производящие студии имеют телеканалы, которые поддерживают их кинопроизводство. Кстати, на Первом канале рекламировались и все фильмы - конкуренты «Викинга». Но какой бы ни была эффективной реклама, ее действие заканчивается, когда народ, приведенный ею в зал, выходит и начинает обмениваться мнениями.

Анатолий Максимов : - У нас есть специфика момента. Уволен за утрату доверия отечественный кинопродукт. Ему не верят в принципе: «черномазый не умеет играть на фортепиано». Поэтому, естественно, значение такого рода продвижения здесь намного выше, чем в Америке, потому что речь идет о том, чтобы в принципе утвердить отечественный кинопродукт в глазах нашей киноаудитории как годный к использованию.

Константин Эрнст: - Мне жаль разочаровывать тех, кто представляет себе, как Эрнст с Максимовым и Кравчуком делят кассу, которую уже собрал «Викинг». 50 процентов прибыли забирают себе кинотеатры, какой-то процент уходит к прокатчику. В России кино на данный момент, увы, не является бизнесом. Поэтому нашей самой-самой большой амбицией является возобновление навигации отечественного кино. Это как на лыжах. Люди, которые прошли перед вами, открыли вам дорогу и скорость. И любое использование ресурса, как бы мы его ни называли, происходит в общих интересах. Мы делаем это не для того, чтобы кого-то зарыть, наоборот - открыть и запустить траекторию. Обратите внимание, мы только один раз сняли сиквел - продолжение «Иронии судьбы...», все остальные наши проекты - это оригинальные истории.

- Раз уж зашла речь, развейте или подтвердите слухи, будто вы Рязанову выломали все руки, чтобы он согласился на сиквел.

Константин Эрнст: - Эльдару Александровичу руки невозможно было выломать по определению. Это многие пытались проделать в советское время, абсолютно безуспешно. Не могу сказать, что Рязанов был в восторге от фильма, но во всяком случае он провел его премьеру в своем киноцентре «Эльдар», а это о чем-то говорит. Я уверен, что чужой сиквел не может вызвать глубокого восторга у автора, создавшего этих героев, но и отвращения он у него не вызвал, это я вам гарантирую. Он читал сценарий и даже снялся в эпизоде.

Анатолий Максимов: - Хейтеры отечественного кино обезоруживающе искренни. Они сохраняют надежду на лучшее будущее. Ведь на самом деле ненависть - это подавленное чувство любви. Есть своя специфика у хейтеров «Викинга», которых оскорбил предложенный нами образ национальной истории как мира тотальной жестокости. Нас осуждают даже за «бесчеловечное убийство» нарисованного на компьютере тура. Это все равно, что предъявлять претензии за нанесение увечий Шрэку.

Константин Эрнст : - Успех фильма в том, что он дает возможность любому зрителю увидеть в нем то, что он сам может и хочет увидеть. Мы никого не гипнотизируем, мы просто предлагаем свою версию. Те, кому она зашла, - это внутренне близкие нам люди. За тех, у кого другое видение, мы тоже рады: мечта любого автора - когда твой фильм инициирует разные рассуждения и выводы. Плохое, мертвое кино ни к чему не инициирует.

Героиня Светланы Ходченковой - вдова убитого Ярополка - способствовала преображению князя Владимира (Данила Козловский) из язычника в крестителя Руси.Фото: Первый канал

Первая версия фильма шла 4 с половиной часа

- Вы локомотив, это ясно, но у локомотива те же проблемы, что и у состава, который он тянет за собой. Ни для кого не секрет, что главная проблема русского кино - это драматургия. Допустим, разница уровня сценарного материала фильма Рязанова и Брагинского и сиквела «Иронии судьбы...» очевидна. Когда я в прошлое воскресенье обсуждал «Викинга» со слушателями Радио «КП», я, к своему удивлению, услышал от людей, явно не оканчивавших ВГИКа, много слов критики сценария. Слушатели говорили о том, что в картине нет внятности, логики развития событий и персонажей. С другой стороны, не могу не сказать, что у многих голливудских блокбастеров или того же «Шерлока», который идет на Первом, логика - тоже не самое сильное место. Возможно, речь идет о какой-то новой драматургии аттракционов, которой пока сопротивляются зрители.

Константин Эрнст: - Первоначальная сборка фильма, снятого по сценарию, написанному достаточно плотно и по всем законам драматургии, продолжалась 4 с половиной часа. Мы отлично понимали, что фильм такой длины показывать невозможно. Человек чувствует себя комфортно, когда фильм идет не более двух часов. Два часа 15 минут - максимум. Таким мы его и сделали. Сокращения, безусловно, повлияли на драматургию, и с точки зрения ее законов и правил у фильма есть проблемы. Но возможно ли написать сценарий на точный хронометраж зрелища, в котором большое количество экшн-сцен и аттракционов? Нет, практически невозможно. Думаю, вы правы, когда говорите о трансформации законов кинодраматургии. Не утверждаю, что мы уже освоили ее в совершенстве.

Андрей Кравчук : - Зрители современных сериалов привыкли к более размеренному ритму, мы же, уплотнив действие, не имели возможности по десять раз повторять какие-то детали сюжета. Поэтому, если зритель отвлекся, он что-то пропустил… Я знаю людей, которые смотрели картину два раза, и если в первый раз она казалась им быстрой и дерганой, то во второй раз ее ритм показался им гораздо более гладким. Дело в том, что зрители привыкли сами управлять источником информации, а кино не дает им этого делать. Это достаточно агрессивная среда - ты попадаешь в волю создателей полностью. Влиять на нее ты не можешь, можно только встать и уйти, но ты уже потратил деньги и кусочек своей жизни… Да, часть публики еще не привыкла к такому быстрому ритму рассказа. Но ведь и сам зритель не хочет смотреть на большом экране «маленькую», медленно развивающуюся историю. Он не хочет тратить на это время и деньги.

Константин Эрнст: - И единственное, что в этой ситуации стоит сделать, - это пойти в кино и самим убедиться, плохое оно или хорошее. В соцсетях, на форумах и в курилках легче спорить о том, что видел, а не о том, о чем слышал. Как говорил один из героев нашего фильма, «чтобы поверить, мне нужно увидеть».

КСТАТИ

«Викинг» вошёл в десятку по результатам сборов в мировом прокате

Заработав за уик-энд 5-8 января $6.7 млн в 2 600 кинотеатрах страны, а также в странах Балтии, «Викинг» опередил по кассовым сборам американскую драму «Призрачная красота » с участием Уилла Смита (ее сборы — $6.6 млн), которая демонстрировалась в 49 (!) странах. Таким образом, «Викинг» стал первым российским фильмом, попавшим в 10 самых кассовых лент не только в российском, но и мировом прокате. Он вполне может стать самым кассовым российским релизом 2016 года, если по общей кассе обгонит «Экипаж» (сборы - $22.8 млн), отмечает сайт kinodata.pro.

Викинг. Финальный трейлер .

Еще больше материалов по теме: «Фильм "Викинг"»

Стас ТЫРКИН
«Мини - отделения» Почты России заработали в Хабаровске - ИА Открытый город. ХабаровскЕжедневно с 10:00 до 20:00 они предоставлять посетителям спектр наиболее востребованных услуг.
20.11.2017 ИА Открытый город. Хабаровск
ГОК в Верхнебуреинском районе: в разы увеличим добычу олова - Министерство экономического развитияВ 2018 году начнется проектирование горно-обогатительного комплекса на Правоурмийском оловорудном месторождении в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.
20.11.2017 Министерство экономического развития
Воспользуйтесь "Библиотекой "Сбербанка" - ДВГУПСДВГУПС предоставлен доступ к электронному ресурсу "Библиотека "Сбербанка".
20.11.2017 ДВГУПС
В Главном управлении МЧС России по Хабаровскому краю прошли публичные обсуждения надзорной деятельности - МЧС по Хабаровскому краюВстреча сотрудников МЧС России, комитета гражданской защиты Правительства Хабаровского края вместе с представителями бизнес-сообщества состоялась в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорно
20.11.2017 МЧС по Хабаровскому краю
 Промсвязьбанк увеличил число получателей платежей в цифровых каналах - ИА АмурПрессПромсвязьбанк расширил список партнеров в удаленных каналах обслуживания: в мобильном и интернет-банке.
20.11.2017 ИА АмурПресс
В Хабаровске мошенник на продаже несуществующих конфискованных автомобилей "заработал" 17 млн. рублей - ИА АмурПрессПреступник наживался на обмане потенциальных покупателей. Он представлялся сотрудником полиции и обещал продать конфискованные транспортные средства по заниженной цене, сообщили РИА АмурПРЕСС.
20.11.2017 ИА АмурПресс
Амур-Динамо 1-2 (бул): обзор матча - ИА АмурПрессМатч против «Динамо» болельщики хабаровчан ожидали с небольшим опасением.
20.11.2017 ИА АмурПресс
В АмГПГУ завершился молодежный образовательно-патриотический Форум ДНК (фото) - АмГПГУНа базе АмГПГУ уже в третий раз прошел молодежный образовательно-патриотический Форум ДНК (духовно-нравственная культура) – генетический код гражданина России.
20.11.2017 АмГПГУ
Сегодня, 20 ноября 2017 года в целях разъяснения основ законодательства в интересах несовершеннолетних в Управлении МВД России по Хабаровскому краю пройдет акция «День правовой помощи детям».
20.11.2017 УМВД по Хабаровскому краю
Паромная переправа Ванино - Холмск работает в штатном режиме - ИА АмурПресс В воскресенье в 14:00 (хбр)была восстановленна работа паромов на переправе Ванино - Холмск, прерванная в субботу из-за непогоды.
20.11.2017 ИА АмурПресс
Из-за засора канализации без холодной воды остался дом на улице Заозерной - ИА Открытый город. ХабаровскОтключений горячей воды нет. Из-за засора канализации холодная вода временно не подается в дом по улице Заозерной, 38, сообщает «Открытый город» со ссылкой на пресс-службу мэрии.
20.11.2017 ИА Открытый город. Хабаровск
С 13.11.2017 прекращен доступ по предоставлению Государственной услуги «Ведение реестра операторов,
20.11.2017 Роскомнадзор
За непредставление в адрес Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу по его запросу информации об обработке персональных данных к административной ответственности по ст.
20.11.2017 Роскомнадзор
За период с 10.11.2017 по 17.11.2017 Комсомольским территориальным отделом Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу внесено 13 записей в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных,
20.11.2017 Роскомнадзор
Пока вы спали: спасение 600 мигрантов, почему авиабилеты дешевле плацкарта, Мисс Мира - AmurMedia.RuРедакция ИА AmurMedia предлагает обзор наиболее интересных событий в мире, России и на Дальнем Востоке 19 ноября, AmurMedia.
19.11.2017 AmurMedia.Ru
В Хабаровске мошенник на продаже несуществующих конфискованных автомобилей "заработал" 17 млн. рублей - ИА АмурПрессПреступник наживался на обмане потенциальных покупателей. Он представлялся сотрудником полиции и обещал продать конфискованные транспортные средства по заниженной цене, сообщили РИА АмурПРЕСС.
20.11.2017 ИА АмурПресс
Автомобиль в кювете - AmurMedia.RuПлачевные, возмутительные и просто курьезные аварии за выходные в обзоре ИА AmurMedia 20 ноября, AmurMedia.
20.11.2017 AmurMedia.Ru
Два вора украли из гаражей жителей Татарского побережья имущества на 2,8 млн рублей - ИА АмурПрессОрудовали преступники в течение двух лет. Дейстовали дерзко, но осторожно.
20.11.2017 ИА АмурПресс
Литературно-музыкальное путешествие во Францию - ДВГУПСВ Доме творческой интеллигенции г. Хабаровска в рамках работы  Студенческой филармонии ДВГУПС состоялась литературно-музыкальная встреча «Нагим пришел я…»,
20.11.2017 ДВГУПС
«Согреем детские сердца!» - Министерство социальной защиты населенияПод таким названием, по сложившейся традиции,  в районном Доме культуры «Радуга» состоялся благотворительный концерт, посвященный Всемирному дню ребенка.
20.11.2017 Министерство социальной защиты населения
Премьера спектакля «Муравьев. Граф Амурский» состоялась в Хабаровске - Министерство культурыАвтор: Валерий Спидлен В Хабаровске состоялась одна из самых главных театральных премьер этого сезона.
20.11.2017 Министерство культуры
Минская команда - ХК АмурМинское «Динамо» за 10 лет в КХЛ успело удивить российских болельщиков крутыми легионерами, красавицей ареной, задорными фанатами и ежегодной сменой курса развития клуба.
20.11.2017 ХК Амур
В Хабаровске прошел турнир по бенди среди ветеранов Дальнего Востока - ИА АмурПрессВ минувшие выходные в арене "Ерофей" под патронажем Министерства спорта Хабаровского края,
20.11.2017 ИА АмурПресс
Амур-Динамо 1-2 (бул): обзор матча - ИА АмурПрессМатч против «Динамо» болельщики хабаровчан ожидали с небольшим опасением.
20.11.2017 ИА АмурПресс
JPG Файл - УМВД по Хабаровскому краюАлександр Прохорец проверил ход стажировки слушателей Дальневосточного юридического института МВД России в подразделениях хабаровской полиции.
20.11.2017 УМВД по Хабаровскому краю
Внедрение безналичных систем оплаты и другие вопросы обсудили в ходе заседания круглого стола по вопросу участия бизнес-сообщества в осуществлении пассажирских перевозок.
20.11.2017 Администрация г.Хабаровска
Снежный циклон пришел в город в ночь с 13 на 14 ноября. И уже тогда ранним утром дорожные службы осуществляли посыпку дорог противогололедными материалами для того,
20.11.2017 Администрация г.Хабаровска
Премьера спектакля «Муравьев. Граф Амурский» состоялась в Хабаровске - Министерство культурыАвтор: Валерий Спидлен В Хабаровске состоялась одна из самых главных театральных премьер этого сезона.
20.11.2017 Министерство культуры
Главу поселка в Хабаровском крае отправили под домашний арест по подозрению в получении взятки - ИА АмурПрессВ Николаевском поселке сотрудники фСБ и следкома задержали главу поселка Лазарев Анну Лебедь по подозрению в получении взятки, сообщили РИА АмурПРЕСС источник в силовых структурах края.
20.11.2017 ИА АмурПресс