Факультет физической культуры Педагогического института ТОГУ в этом году осуществил выпуск первых магистров в области физической культуры и спорта. Результаты научно-исследовательской работы магистров могут быть внедрены в работу учителей физической культуры, тренеров спортивных школ и клубов, способствовать повышению интереса различных групп населения к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом, мотивации и повышению уровня подготовки спортсменов.
Магистранты, в большей степени, – практики, которые продолжают свою профессиональную подготовку, основываясь на опыте работы и результатах своих научных исследований. О том, какие темы выбирают будущие магистры ТОГУ, рассказала заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности кандидат педагогических наук, доцент Лариса Чернышева.
На кафедре реализуются две (с 2018 года три) магистерские программы, нацеленные на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта: «Образование в области физической культуры и спорта» (дневное и заочное отделение) и «Технологии физического воспитания и здоровьесбережения в дошкольном образовании» (заочное отделение).
Разрабатывая магистерские программы, ориентировались, прежде всего, на выпускников-бакалавров факультета, которые обучались по профилю «Физическая культура». Они работают учителями физкультуры в общеобразовательных школах, тренерами в детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Многие бакалавры при написании своих выпускных квалификационных работ разработали экспериментальные методики, авторские программы спортивных тренировок. Стремление продолжить свои исследования, расширить практическое поле, повысить профессиональные знания, профессиональное развитие привело их в магистратуру. Кафедра надеется увидеть своих магистров в аспирантуре.
В этом году состоялась защита первых диссертаций по программе «Образование в области физической культуры и спорта». Опыт работы магистрантов, те задачи, которые они решают в своей профессиональной деятельности, определяли тематику исследований. Магистранты защитили семь диссертаций, большинство посвящено проблеме повышения спортивного мастерства в следующих видах спорта: лёгкой и тяжёлой атлетике, спортивном ориентировании, фигурном катании, художественной гимнастике. Все работы носят экспериментальный, практико-ориентированный характер, некоторые подкреплены актами внедрения.
Например, диссертационное исследование Веры Михайловой, работающей в средней школе с. Тополево, направлено на изучение двигательных способностей детей, проживающих в городской и сельской местности. Такое исследование проводилось на факультете физической культуры в последний раз более десяти лет назад. С тех пор не менялись ни нормативы, ни требования к уровню физической подготовленности школьников. Вера в качестве проблемного выбрала вопрос: изменился ли уровень физической подготовленности школьников, сенситивные периоды развития физических качеств учеников за прошедшее время? В рамках исследования она протестировала большое количество испытуемых и выявила современные закономерности. Оказалось, что разница между уровнем физической подготовленности сельских и городских школьников в настоящее время невелика. Как и любая диссертация, работа Веры Михайловой содержит практические рекомендации для учителей физической культуры и тренеров. И следует отметить, они принимают к сведению рекомендации наших магистрантов.
Некоторые исследования посвящены психолого-педагогическому сопровождению самых юных спортсменов. Например, разрабатываются такие темы, как: «Психолого-педагогическое сопровождение спортивно-одарённых детей в детском саду» или «Психолого-педагогическое сопровождение детей, занимающихся спортивными танцами».
Магистранты разрабатывают программы сопровождения для целевой аудитории, с которой они работают – дошкольников и школьников. Ценность исследований заключается ещё и в том, что эти программы могут быть расширены и внедрены в работу с другими возрастными группами в любой спортивной дисциплине. Только нужно учесть специфику избранного вида спорта.
Также важно, что исследования направлены не только на спортивные достижения, но и на развитие личности спортсмена. Например, магистерская диссертация Татьяны Качановой стала продолжением исследования, начатого ею в рамках обучения по бакалаврской программе. Исследование было посвящено теме «Психолого-педагогическое сопровождение фигуристов – учащихся ДЮСШ по фигурному катанию». Эксперимент продлился три года. Итогом стала разработанная модель психолого-педагогического сопровождения юного спортсмена.
Татьяна, будучи действующим тренером, работала с детьми от 6-ти до 12-ти лет, которые занимаются фигурным катанием в ДЮСШ «Мастер». Целью работы стало не только спортивное совершенствование учащихся школы, но и становление личности ребёнка как спортсмена, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к фигурному катанию.
Для достижения результатов в любом виде спорта очень важна психологическая подготовка. При примерно одном уровне физической, тактической, теоретической подготовки на первое место выходит подготовка психологическая. Как известно, штатной ставки психолога нет ни в одной детско-юношеской спортивной школе, мотивировать детей на ежедневный, порой изнуряющий труд приходится тренеру, которому часто не хватает специальных знаний для организации и проведения такой работы.
Модель психолого-педагогического сопровождения спортсменов, разработанная Татьяной Качановой, направлена на развитие морально-волевых и психомоторных качеств ребёнка, специализированных чувств. Задачей Татьяны стало создание комфортных условий для личностного развития юных фигуристов и достижения ими максимальных спортивных результатов. Модель основана на принципах научности, комплексности, индивидуального подхода, охватывает все стороны процесса подготовки спортсмена: учебно-воспитательный, учебно-тренировочный, сопровождение в повседневной жизни.
Результат эксперимента показал, что его участники добиваются больших успехов, чем те, которые такой технологией не пользуются. Разработанная модель может быть использована не только для подготовки фигуристов, но и спортсменов, вовлечённых в другие виды спорта.
В целом можно сказать, что вывод исследований магистрантов, разработанные ими методики полезны не только тем, кто решил связать свою жизнь со спортом, но и всем остальным. Даже если у ребёнка нет цели стать чемпионом, используя предложенные методики, тренер или учитель поможет ему развиваться как личности, развивать лидерские качества, добиваться результатов в любом виде деятельности.
Беседовала Екатерина Давыдова.
Фотографии взяты из архива портала togilife.ru. Пресс-центр ТОГУ.