Инфраструктура и рынки. Сможет ли Дальний Восток преодолеть инфраструктурные ограничения? Каких проектов ждут крупные инвесторы?

Фото: minec.khabkrai.ru

Дальний Восток занимает более трети территории России, но живут здесь только 4,2% населения страны, менее 6,2 млн человек. Добывается более 5% нефти, почти столько же газа, 86% всех алмазов, больше 50% золота, около 65% рыбы и морепродуктов, всё российское олово.

Экономика ДВ развита лучше, чем на Северном Кавказе, но от остальных федеральных округов России ДФО отстаёт как по ВРП и объёму инвестиций в основной капитал, так и по расходам на инфраструктуру, которая, по сравнению с европейской частью страны, развита слабо. Тем не менее, перспективы у территории хорошие: исходя из того, что здесь есть значительные запасы природных ресурсов, хороший транзитный потенциал и соседи, готовые покупать, стимулировать развитие территорий здесь будут инвестиции, ориентированные на создание производств и каналов сбыта созданной и транзитной продукции, а не трафик и спрос со стороны граждан (как, например, в центральной части страны).

Аналитическим подразделением инвестиционной компании InfraONE InfraONE Research специально для IV Восточного экономического форума подготовлен аналитический обзор «Инфраструктура и рынки. Дальний Восток». В обзоре проанализирован дальневосточный рынок инвестиций в инфраструктуру, ее нынешнее состояние и представлен прогноз развития на 2019-2021 годы, описаны основные инструменты международного финансирования, которые используют в межстрановых и кросс-территориальных проектах.

Расходы бюджетов регионов Дальнего Востока на инфраструктуру в 2017 году не превышали 85 млрд руб., или 2% ВРП округа. Эта пропорция сопоставима с общестрановой: траты бюджетной системы России на инфраструктуру за тот же период составляли 2% ВВП (2 трлн руб.), и это очень маленькие вложения.

В следующие годы расходы региональных бюджетов округа, по оценке InfraONE Research , вырастут до 2,1% ВРП в 2019-м и до 2,3% ВРП в 2020-м, но это покроет минимальные потребности региона меньше чем на 10%.

Доля трат округа на инфраструктуру от всех регионов России, вероятно немного вырастет — с 6,2% в 2017-м до 6,7% в 2019-м.

Минимальная дополнительная потребность федерального округа в инфраструктурных вложениях, по расчётам InfraONE Research , почти в два раза больше, чем уже инвестируется — 152 млрд руб., а для развития нужно вложить хотя бы 500–550 млрд руб. за несколько лет.

Часть потребностей Дальнего Востока могут покрыть средства, которые выделят на финансирование целей майского указа, но велика вероятность, что их хватит только на поддержку одного-двух крупных мегапроектов в округе. Дисбаланс в развитии инфраструктуры внутри округа и по отношению к России в целом это, скорее всего, почти не сгладит.

Сильнее всего Дальний Восток отстаёт от общероссийских показателей по развитию транспорта и энергетики. Эти два вида инфраструктуры являются ключевыми в реализации промышленного и транзитного потенциала, именно перекос этих двух видов больше всего тормозит развитие экономики региона.

По развитию социальной инфраструктуры показатели округа, напротив, выше, чем в среднем по России, но в малонаселённых регионах (Чукотский автономный округ, Магаданская область) этот результат сложился во многом искусственно — из-за заметного оттока населения в последние два десятилетия. А более густонаселённые субъекты не всегда успевают строить такую инфраструктуру в достаточных объёмах.

По входящим прямым иностранным инвестициям на Дальнем Востоке лидирует Сахалинская область, за девять лет — 2009–2017 годы — иностранные инвесторы вложили в неё $57,6 млрд, или 89% всех иностранных инвестиций в округе. Но 98% из них пришлось на нефтегазовые проекты.

В инфраструктуру сахалинский бюджет вкладывает тоже больше всех на Дальнем Востоке: в 2017 году область инвестировала 26,8 млрд руб. Её ближайший конкурент Якутия инвестировала на 40% меньше — 15,6 млрд руб. Вложения Хабаровского и Приморского краёв составили 13,8 млрд руб. и 10,7 млрд руб. соответственно. На остальные регионы пришёлся всего 21% инвестиций округа в инфраструктуру. Этот разрыв с большой долей вероятности сохранится и в следующие три-четыре года.

У крупных инвесторов на российском финансовом рынке, по расчётам InfraONE Research , сохраняется избыток ликвидности, доступной для инфраструктуры , размером в 2 трлн руб., это сопоставимо с общестрановой минимальной потребностью в 2,3 трлн руб. и в 13 раз больше минимальных нужд Дальнего Востока (более 150 млрд руб.). Но несмотря на избыток денег, получить финансирование в проект по-прежнему сложная задача: мейджоры рынка ориентированы на качественные вложения и тщательно выбирают проекты, а их в округе появляется гораздо меньше, чем в западных регионах страны . К тому же местные авторы проектов ориентированы в основном на банковское финансирование и тем самым отрезают себя от других возможностей привлечь деньги — например, выпустить концессионные облигации или уступить долю в проекте.

Дальневосточный рынок проектов мог бы равняться 2/3 нынешнего общероссийского. Если применять более мягкие критерии к местным проектам, то их количество на стадии обсуждения составляет 152–160 инициатив против 230–275 в России в целом. При этом показатель страны резко вырос из-за хлынувшего на рынок потока инициатив в IT — профильные игроки долго ждали пополнения ими перечня отраслей законов о концессиях и ГЧП и накопили проекты.

На Дальнем Востоке обсуждается традиционно больше проектов в социальной сфере и других направлениях, не требующих больших капитальных затрат и участия бюджета (телематика, IT, телекоммуникации). Интерес мейджоров рынка в регионе, вероятно, будет смещён в сторону портовой и железнодорожной инфраструктуры, где шансы на запуск есть у четырёх-пяти крупных инвестиционных проектов за тот же период.

Хабаровский край

У Хабаровского края, как у одного из самых заселённых регионов Дальнего Востока, возникают новые потребности в инвестициях в дополнение к транспорту и энергетике. В больших объёмах здесь нужна и социальная инфраструктура. Край — лидер по развитию транспортной инфраструктуры среди регионов Дальнего Востока. Но на фоне России он не попадает даже в первую десятку.

Так, у Хабаровского края наиболее высокие показатели на Дальнем Востоке по развитию автодорожной инфраструктуры : причём здесь нельзя выделить преобладание грузо- или пассажироперевозок. Хотя дороги региона интенсивно используются для обеих целей — показатели по грузо- и пассажиронапряжённости далеки до показателей регионов центральной России и сопоставимы, например, с Северо-Западом страны.

В вопросе качества трасс краю есть к чему стремиться — примерно 73% региональных и местных дорог соответствуют нормативным требованиям, и это не самый высокий показатель в округе (в Амурской области ситуация лучше).

По показателю развития железных дорог Хабаровский край уступает Приморскому. При большей длине железнодорожных путей здесь перевозится почти вдвое меньше грузов. Кроме того, заметно ниже пассажиропотоки в дальнем следовании и пригородном сообщении.

У края довольно высокий для материкового и обеспеченного разными видами транспорта региона субиндекс по развитию авиационной инфраструктуры . В ближайшие годы он может ещё вырасти. В аэропорту Новый в Хабаровске строится новый терминал, который должны открыть к осени 2019-го. Он сможет принимать до 3,5 млн пассажиров (в 2017-м их было около 1,9 млн). А по госзаказу в аэропорту создают новую взлётно-посадочную полосу, объём контракта — 8,2 млрд руб.

Энергетическая инфраструктура Хабаровского края характеризуется более высокой генерацией и потреблением энергии, чем в изолированных от единой энергосистемы регионах Дальнего Востока. Энергодефицита в крае нет, в 2017 году избыток составил 370 млн КВт-ч. Тем не менее показатель обеспеченности населения электроэнергией – один из самых низких в округе, то есть её большая часть идёт на нужды промышленных потребителей. Состояние распределительных сетей в регионе лучше среднероссийского уровня. Но новые производства потребуют инвестиций: так, для обеспечения электроэнергией территории опережающего развития «Хабаровск» построили новую подстанцию мощностью более 50 МВт.

Социальная инфраструктура здесь развита хуже, чем в отдалённых и малонаселённых регионах Дальнего Востока. Но в крае живёт более 20% населения округа, а значит, нужно содержать больше социальных объектов, нагрузка на которые выше. Это касается детских садов, школ и медучреждений. При этом у края самый высокий в округе показатель по развитию вузовской инфраструктуры.

Индекс развития коммунальной инфраструктуры края (7,36) — один из самых высоких на Дальнем Востоке. Это объясняется низкими показателями региона по ветхости жилья и относительно высокой долей его благоустройства. В крае меньше мощностей по водоотведению, чем в среднем по России, но подобная ситуация наблюдается в семи из девяти дальневосточных регионов.

Хабаровский край – один из трёх регионов Дальнего Востока, у которого все субиндексы в телекоммуникационной инфраструктуре выше среднероссийских значений. Два других – Магаданская и Сахалинская области. В крае хуже развита стационарная связь, зато высока доля организаций, обеспеченных интернетом.

Инфраструктура региона нуждается во вложениях инвесторов, средств краевого бюджета недостаточно для её развития. В 2017 году траты края на инфраструктуру составили 13,8 млрд руб., а его минимальная дополнительная потребность в 2019-м году, по нашим оценкам, превысит расходы более, чем вдвое.

У региона хорошие шансы привлечь как дополнительную поддержку федерального бюджета в проекты (что, кстати, уже делается), так и запустить их с участием крупных федеральных инвесторов, причём не только в транспорте, но и, например, в социальной сфере. В ближайшие год-два в крае возможен рост местного рынка концессионных и ГЧП-проектов.

Источник: InfraONE Research

 

Cкачиваемые файлы Инфраструктура и рынки -Дальний Восток -сентябрь 2018.pdf (PDF 5MB 02.10.2018, 16:34 / открыть в браузере )
 
По теме
Комитет Госдумы предлагает увеличить финансирование Дальнего Востока - ИА Открытый город. Хабаровск По мнению парламентариев, необходимо в первоочередном порядке оказывать поддержку регионам, которые отстают по ключевым показателям социально-экономического развития.
12.10.2018
 
Инвесторы Дальнего Востока получили дополнительные возможности - Министерство экономического развития Правительство РФ изменило для Дальнего Востока и Байкальского региона правила предоставления из федерального бюджета субсидий инвесторам на финансовое обеспечение затрат на создание или реконструкцию объектов инфраструктуры,
11.10.2018
Перспективы развития технологического предпринимательства и инновационных проектов на Дальнем Востоке обсудили в ТОГУ - ТОГУ 10 октября в рамках Дальневосточного форума предпринимателей в Тихоокеанском государственном университете прошла дискуссия на тему развития технологического предпринимательства и инновационных проектов в регионе.
11.10.2018
 
Дальневосточный форум «Сообщество» - «Дальний Восток: проблемы развития» - Министерство экономического развития В Южно-Сахалинске завершил работу форум «Сообщество». Темы пленарной дискуссии «Дальний Восток: проблемы развития»: авиационные перевозки, цены на рыбу, отток населения и другие вопросы.
08.10.2018
Комплексный план магистральной инфраструктуры на территории ДФО - Министерство экономического развития На состоявшемся на полях ВЭФ-2018 заседании президиума Государственного совета, посвященное мерам по реализации задач, определенных майским Указом Президента РФ,
04.10.2018
Фото: Siberian.mchs - 27Region.Ru За прошедшие сутки в населенных пунктах на территории края ликвидировано 9 пожаров, из них в жилом секторе – 8, на прочих объектах – 1. Для ликвидации загораний и пожаров привлекалось 126 человек и 36 единиц техники.
16.10.2018 27Region.Ru
Полиция обнаружила в Хабаровска 20 тайников с "синтетикой" - ИА АмурПресс Во время обысков по месту жительства задержанных полицейские изъяли 650 граммов аналогичного наркотического вещества, а также обнаружили на территории города Хабаровска 20 тайников с синтетическими наркотиками.
15.10.2018 ИА АмурПресс
С 28 ноября по 1 декабря 2018 г. под эгидой Министерства Культуры в Российской Федерации в г.
15.10.2018 Краевой театр драмы
Диверсификация ОПК - Министерство экономического развития В Доме Правительства Российской Федерации 11 октября 2018 года состоялось расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» на тему диверсификации ОПК под пред
15.10.2018 Министерство экономического развития
Армейский урок - ХК Амур Армейцы в этом матче были безусловным фаворитом. Первое место на «Западе», одиннадцать побед подряд.
15.10.2018 ХК Амур
Фото: Rsport.ria - 27Region.Ru Хоккеисты московского ЦСКА на домашней арене нанесли поражение хабаровскому "Амуру" в матче регулярного чемпионата КХЛ.
15.10.2018 27Region.Ru
Межведомственные рейды по предупреждению возникновения пожаров в частном секторе проходят в Хабаровском крае - МЧС по Хабаровскому краю В целях снижения случае возникновения пожаров в быту и загораний сухой растительности и мусора сотрудниками Государственного пожарного надзора МЧС России в Хабаровском крае совместно с представителями администрации муниц
16.10.2018 МЧС по Хабаровскому краю
В Амурском районе продолжается оперативно-профилактическая операция «Путина-Осень 2018», направленная на сохранение водных биоресурсов в период нереста рыбы.
16.10.2018 Khabara.Ru
Филиал «Хабаровские электрические сети» АО «ДРСК» продолжает реализацию одного из самых значимых инвестиционных проектов на севере Хабаровского края – электрификацию территории опережающего развития «Николаевск».
16.10.2018 Министерство экономического развития
Мониторинг. По данным ФГБУ "Дальневосточное УГМС" в ходе осуществления государственного экологического мониторинга р. Амур превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде не зафиксировано.
16.10.2018 Министерство природных ресурсов