Новый загородный комплекс таунхаусов в Оренбургском районе, с. Подгородняя Покровка
Новости города БезФормата.Ru
Хабаровск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Инвестиционный климат: игра по правилам и без

Павел Минакир: «Смотрят на бизнес сверху вниз и говорят: что-то вы там неправильно копошитесь» Об инвестиционном климате сегодня много говорят. Оценивают сроки получения разрешений, подключение к сетям и множество иных важных моментов. В опроснике АСИ нет одного существенного пункта - насколько неформальные, неписаные правила влияют на реализацию инвестиционных проектов, и в частности отношение к этим проектам со стороны власти разного уровня. Что думает об этом директор Института экономических исследований ДВО РАН академик Павел Минакир.
Если хочется бананов…
- Есть две фундаментальные задачи любой системы управления. Первая - охранять, чтобы бизнесмены друг друга не перестреляли, следить, чтобы они друг друга нагло не обманывали, и чтобы они не обманывали потребителя. То есть жили по правилам, которые должны действовать абсолютно одинаково для всех. Только в этом случае они будут эффективны. Как только кого-то любят больше, кого-то меньше, кого-то охраняют сильнее, кого-то слабее, всё рассыпается.
Другая фундаментальная задача власти - помогать, то есть реализовывать те инициативы, те возможности, которые реально существуют в живом экономическом организме. Хочется организму кисломолочной продукции - значит, надо создать условия, чтобы эти продукты ему поставляли. Хочется бананов - поставляйте бананы. Чтобы не было на бананы запретительных пошлин. Тем, кто ещё слаб, можно подсказать, чем заняться и помочь. Вместо этого управленческие структуры зачастую начинают заменять собой предпринимательский мозг. Смотрят на бизнес сверху вниз и говорят: что-то вы там неправильно копошитесь. Надо копошиться вот так. Это по принципу: туда не ходи, кирпич на голову упадёт. Сюда ходи. Да я не хочу туда идти, - говорит бизнес. Нет, отвечают, ты ходи, куда сказано, а то мы сами на тебя кирпич сбросим.
То есть наряду с формальными институтами (законами, регламентами, уставами) приняты неформальные. Есть писаные правила, и есть негласные устоявшиеся нормы взаимодействия. Почему возникают такие неформальные правила? Главным образом, когда правила являются более барьерами, нежели правилами безостановочного движения.
Есть другой случай, когда неформальные правила навязываются. Скажем, есть правило, как выделяется земля, как выдаётся разрешение на строительство, какие налоги официально платить, какие органы тебя могут проверять. Но плюс к этому расписанному порядку есть ещё и негласный протокол. В каждом конкретном городе, регионе существуют какие-то дополнительные условия для успешного бизнеса. Они не входят в официальный реестр. Но все знают, что они существуют. 
Будет и на вашей улице референдум
- Наличие таких неписаных правил не является прерогативой одной страны. Это общемировая практика. В Китае этих неформальных институтов тоже много. Свои в каждом уезде, каждой провинции. Не случайно они регулярно обновляют состав.
Чем более зрелой и чем менее коррумпированной является система регулирования, чем более продуманными и более гарантированными гражданским обществом, независимой судебной системой, являются формальные институты, тем реже встречаются проявления неформальных институтов, отношений. В развитых странах есть независимость ветвей власти друг от друга. Там преимущественно действуют формальные институты. В обществах, где чересчур централизованное принятие решений, чересчур ручное управление, практически отсутствует независимость ветвей власти, судов, прессы. В этом случае роль и место неформальных институтов гораздо выше. Причём формальные институты общие, а неформальные различны по территориям, видам деятельности. Это создаёт большие проблемы для бизнеса, экономики и вообще для функционирования всего общества. Ты знаешь, как вести бизнес в одном городе, распространяешь на другой - а там уже другие правила. Получается, что ты в одной стране, но преодолеваешь всё время незримые барьеры. Это говорит о незрелости общества, и это плохое качество институтов.
Основания, по которым власть поддерживает или не поддерживает бизнес, должны иметь определённую институциональную подоплёку. Например, если в Америке кто-то решил что-то построить в определённом месте, в каком-то «каунти», то решить, можно или нельзя строить именно это, именно здесь, может только совет «каунти». Не мэр, не губернатор и даже не президент страны, а только совет «каунти», 10-15 человек, которых выбирают жители этого микрорайона. У них есть чёткие правила. Они дадут «добро», если вы доказываете, что ваш проект предусматривает достаточно парковок, не произведёт излишнего шума для жителей, не будут ущемляться экологические нормы на этой территории.
Инвестор знает все эти правила и показывает, что может в ходе реализации проекта сделать так, чтобы все правила соблюдались. Убедит - тогда совет «каунти» даёт разрешение. Если нет, совет каунти проводит референдум в своём районе.
Я знаю случай, как открывала консультационный бизнес бывшая россиянка в Штатах. Она подала заявку на регистрацию по своему адресу. Заявка рассматривалась три недели. Потому что «каунти» опросило письменно всех соседей в радиусе трёх кварталов, не возражают ли они, чтобы в таком-то доме была зарегистрирована фирма с такой направленностью. Получили согласие. Через три дня зарегистрировали предприятие. И не надо ходить ни к губернатору, ни к мэру.
Когда капля
власть точит
Если это объект общегородского значения - другой уровень. Должен существовать чёткий совершенно порядок экспертизы этого проекта с заранее прописанными правилами для каждого случая - каким образом делается заключение о целесообразности или нецелесообразности самого проекта. Каким условиям размещения на данной территории он должен соответствовать. И всё. В остальном это просто бизнес-проект. Нужен он или не нужен, решает не мэр и не городской совет. Это решает только сам бизнесмен - он рискует своими деньгами. Если он ошибся - он прогорел. Если не ошибся - значит, нужен. Нужно всё, за что платят деньги. Представители власти могут высказать своё мнение, как любой человек. Но они высказываются только как горожане, а не как руководители, от отношения которых зависит бизнес. 
Не министр и не мэр решает, чему быть, а чего миновать. Это решает общество. Мэр или министр - это всего лишь наёмный работник. Это в нашей традиции считать чиновников верховными правителями, и их мнение неким окончательным решением. В цивилизованном обществе сегодня ты чиновник высокого уровня, а завтра никто.
Что можно сделать с этим? Например, с действиями или противодействием региональных и муниципальных властей развитию того или иного бизнеса. Быстро ничего с этим не сделать. Поскольку дополнительные правила неформальны, то бороться с ними можно только в эксклюзивном порядке. Когда тебя по голове тюкнуло такое неформальное правило, и что-то уже произошло с тобой или твоим бизнесом, тогда ты можешь куда-то бежать, жаловаться. Или брать биту в руки и идти разбираться. И ты всегда будешь один, потому что это неписаное правило.
Чтобы неформальных институтов, правил ведения бизнеса было меньше, нужно изменить характер общества, сделать его действительно гражданским. Это не делается революциями, а возникает только в результате кропотливой и тяжёлой совместной работы.
Мы регулярно ходим на выборы. И выбираем тот же самый состав, который создал особые правила - теневые. Возникает властная команда, которая подминает под свои структуры других, искажает весь ландшафт. Придите на выборы - изберите другую команду. Предположим, что она занялась тем же самым. Замените ее через 4 года. Или активируйте механизм импичмента. Тогда власть в момент своего формирования задумается: может как-то менять правила, начать договариваться с людьми. Это означает, что процесс пошёл. С этого начинается трансформация институциональной среды. Может быть не совсем в идеальный и прозрачный, но вполне рабочий режим.
Если сверху не задавливаются институты гражданского общества, то они приобретают человеческие черты. То есть они не просто ругают существующую власть, а конструктивно критикуют. Это именно тот случай, когда капля камень точит. Общество консервативно, оно должно воспитываться долгое время.
У наc экономическая культура развивается быстрее, чем гражданская. Это не потому, что люди глупые или какие-то иные, это национальная специфика, особенности истории, психологии. Дело в том, что пока это развитие будет проходить своим путём, весь мир уйдёт уже далеко вперёд.
Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.

Автор: Раиса ПАЛЕЙ
Уголовные дела возбуждены в отношении нерадивых родителей - УФССПВ Хабаровском крае в отношении двух злостных неплательщиц алиментов возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст.
02.12.2016 УФССП
Президент РФ Владимир Путин выступит сегодня с посланием Федеральному собранию - AmurMedia.RuГубернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт вылетел в Москву на послание Каждый год в декабре президент РФ Владимир Путин традиционно выступает с посланием Федеральному собранию и дает итоговую пресс-конференцию с участи
01.12.2016 AmurMedia.Ru
«Внимание к Дальнему Востоку является стратегией национальной политики» – Виктор Озеров - Единая РоссияГлава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности прокомментировал послание президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Сенатор от Хабаровского края Виктор Озеров, комментируя послание президента,
02.12.2016 Единая Россия
Способы защиты таксистов от убийц изыскивали пользователи соцсети в хабаровском паблике - AmurMedia.RuДейственность бит, «тревожных» кнопок и видеокамер обсудили участники сетевого сообщества и работающие таксисты Различные способы защиты водителей такси от преступников изыскивали хабаровчане в соцсетях.
02.12.2016 AmurMedia.Ru
«Развитие Дальнего Востока остается государственным приоритетом» - Борис Гладких - Единая РоссияДепутат Госдумы от Хабаровского края уверен, что развитие дальневосточных территорий обеспечит приход дополнительных инвестиций Депутат Государственной Думы от Хабаровского края,
02.12.2016 Единая Россия