Кластеры шагают в ногу со временем

Студенты агропромышленного техникума постигают сельскохозяйственную науку на практике Для повышения конкурентных возможностей среднего профессионального образования на территории края второй год действуют учебно-производственные кластеры.
- В Хабаровском крае создано 12 кластеров или объединений, включающих образовательные учреждения разного уровня - от общего до высшего профобразования и профильные предприятия, - говорит директор центра развития системы профессионального образования Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования Марина Атарская. - Их совместная работа позволяет эффективно реализовывать образовательные программы, готовить высококвалифицированные кадры, повышать уровень подготовки и переподготовки, проводить исследования в науке и технике. Это стало возможным в условиях повышения экономической эффективности системы профобразования, ее качества и конкурентоспособности, путем объединения материальных, кадровых, информационных, финансовых ресурсов образовательных учреждений, предприятий и организаций. Таким образом, реализуется основополагающий принцип - единый учебный, научный и инновационный процессы во взаимосвязи с социально-экономической сферой края.
Звенья одной цепи
Одно из важных направлений в экономике Хабаровского края - добыча и переработка полезных ископаемых. Подготовкой специалистов в этой области занимается Чегдомынский горно-технологический техникум.
- За последние два года созданы благоприятные условия для единого учебного, научного и инновационного процесса во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой, - говорит директор техникума Марина Михно. - Ядром кластера является градообразующее предприятие ОАО «Ургалуголь», на котором занята большая часть взрослого населения нашего района. Техническое оснащение ОАО «Ургалуголь» на сегодняшний день самого высокого уровня: построена новая обогатительная фабрика проектной мощностью шесть миллионов тонн угля в год, полностью обновлен технический парк подземных и открытых работ.
Надёжная и стабильная деятельность предприятия обеспечивается, прежде всего, укомплектованностью высококвалифицированными кадрами. Именно с целью подготовки таких кадров на базе нашего техникума и создан учебно-производственный кластер, в который также вошли Иркутский национальный исследовательский технический университет и Кемеровский региональный институт повышения квалификации, деятельность которого направлена на переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций угольной промышленности.
Все это - звенья одной цепи, единой системы профессионального образования, которая начинается с профориентационных мероприятий на базе школ. И это, прежде всего, проект «Техникум-класс», в рамках которого, начиная с 1 сентября, восьмиклассники четырех школ Чегдомына один день в неделю будут постигать азы горняцкой профессии в стенах техникума. Школьники получат основы знаний о добыче полезных ископаемых подземным и открытым способом, обогащении угля, познакомятся с предприятием, что поможет им определиться с выбором будущей профессии, - считает Марина Владимировна.
Благодаря сотрудничеству с ОАО «Ургалуголь» техникум уже два года реализует идеи дуального образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе техникума, а практическая часть - на предприятии. Предприятие предоставляет места для практического обучения на любом профильном участке. К примеру, все практическое обучение по специальности «Обогащение полезных ископаемых» происходит в отделе технического контроля обогатительной фабрики. В настоящее время решается вопрос о создании в отработанной штольне учебного горного полигона. По ходу обучения специалисты предприятия имеют возможность корректировать его содержание, изменять учебные программы в соответствии с ходом технологической модернизации. На предприятии создан учебный совет, который принимает участие в разработке основных профессиональных образовательных программ, программ практики, организует чтение лекций ведущими специалистами предприятия в учебных группах техникума по профессиональным модулям.
В результате обучения «под заказ» на предприятие приходят именно те кадры, которые требуются в настоящий момент. В свою очередь студенты, приобретая умения и навыки на предприятии, одновременно включаются в производственный процесс, и после окончания техникума им не нужна адаптация к производству, они легче вливаются в трудовой коллектив.
Лучших студентов руководство шахты отмечает именными стипендиями, они получают заработную плату во время прохождения практики, обеспечиваются специальной одеждой и обувью. За каждой учебной группой закреплен наставник из числа молодежного совета предприятия. В задачу наставника входит не только проведение совместных мероприятий и реализация совместных проектов, но и решение вопросов посещаемости и успеваемости студентов. В рамках кластерного взаимодействия выпускники техникума могут продолжить учебу в Институте недропользования Иркутского национального исследовательского технического университета - вуз обязуется предоставлять для них по 20 бюджетных мест в год.
Для того чтобы подготовить хорошего специалиста под конкретное предприятие, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо постоянно повышать квалификацию. Для этого предприятие не только предоставляет возможность для стажировок на любом своем участке, но и оплачивает обучение специалистов на ведущих горнодобывающих предприятиях Кемеровской области.
В сентябре этого года в техникуме откроется представительство Кемеровского регионального института повышения квалификации. При этом преподаватели специальных дисциплин техникума смогут повысить квалификацию по специальности, не выезжая за пределы края. Так складывается непрерывная система обучения «школа - техникум - предприятие» в рамках учебно-производственного кластера «Добыча и переработка полезных ископаемых».
За знаниями -
на учебном тракторе
- Как привлечь школьников в сельское хозяйство? - размышляет директор Хорского агропромышленного техникума Лариса Куркина. - Сегодня это непросто: в последние годы работа в поле стала непрестижной. Эту ситуацию стараются изменить профессиональные образовательные организации, но, как известно, один в поле не воин. Поэтому так нужна поддержка школ и работодателей.
Одна из важных тем современной российской экономики - импортозамещение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Поэтому задача профессионального образования - обеспечить сельскохозяйственную отрасль кадрами высокой квалификации. С этой целью на базе Хорского агропромышленного техникума создан учебно-производственный кластер по сельскому хозяйству.
- Добрые отношения с работодателями у нас складывались не один год, - рассказывает директор Лариса Куркина. - Поэтому работа началась не с нуля. Мы определили участников: это предприятия района имени Лазо - Переяславский молочный завод и ООО «Вектор», районное управление образования и Дальневосточный федеральный аграрный институт. Сейчас мы создаем организационно-экономический механизм подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственной отрасли, отвечающих требованиям современного производства. Для этого, прежде всего, нужно использовать ресурсную базу предприятий, для которых мы готовим ребят.
Конечно, агропромышленный техникум может гордиться своей материально-технической базой. Это одно из лучших учреждений профобразования на Дальнем Востоке, победитель приоритетного национального проекта «Образование» и лауреат краевого конкурса в области качества. В последние годы выпускники техникума стабильно показывают высокий уровень знаний на итоговой аттестации.
- Показатели подготовки кадров, трудоустройства и закрепляемости на предприятиях будут выше, если работодатели примут больше участия в этих вопросах, - говорит Лариса Павловна. - Нужна новая модель обучения студентов, для того чтобы их подготовка отвечала требованиям современного производства, выпускники профессиональных образовательных организаций быстрее адаптировались на работе и были заинтересованы в том, чтобы остаться в сельскохозяйственной отрасли. Для этого мы разработали новую модель профессиональной подготовки кадров, которая ориентирована на организацию учебных рабочих мест, где студенты не просто учатся, а работают, производят продукцию.
Кстати, у техникума уже есть опыт в этом направлении. Будущие повара-технологи проводят по шесть часов в неделю на кухне местного кафе, и это продолжается весь учебный год. Ребята готовят различные блюда под руководством повара. Зарплату они не получают, зато накапливают бесценный опыт работы в реальных условиях. Предприниматели довольны, техникум им благодарен за доверие. Если перевести этот пример в плоскость сельского хозяйства, то студентам можно выдать старенький трактор, который они своими силами отремонтируют, а весной начнут на нем пахать. Так можно пройти весь производственный цикл, включающий подготовку техники и работу в поле.
Для местных школ разрабатываются занятия по агробизнесу и сельскому туризму. Их будут вести опытные преподаватели техникума. Ребята смогут создать свои бизнес-проекты, которые, возможно, в будущем воплотятся в жизнь. Кроме того, у детей района имени Лазо появится хороший шанс стать участниками ежегодного Всероссийского слета сельских школьников.
Одна из целей кластера - реализовать технологии практико-ориентированного производства и создать (а точнее, заново воссоздать) институт наставничества.
Когда ребята уходят на практику, за ними закрепляют наставников, - говорит Лариса Куркина. -
К сожалению, часто производственникам-наставникам не хватает педагогических знаний. Ведь молодого специалиста нужно не только научить, но и заинтересовать, увлечь, помочь закрепиться на рабочем месте. Поэтому мы создаем институт наставничества.
Таким образом, благодаря кластеру повышается эффективность и качество образовательного процесса, обеспечивается адаптация выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.
Марина ЛИТВИНОВА.

Автор: Марина ЛИТВИНОВА
 
По теме
Ковбий, С. Крымская весна 2014 года: [в Межпоселенческой центральной библиотеке им.
Яковлева, В. Масленица идет, весну-красну несет! : [члены литературного клуба «Душа поет и просит слова» посвятили очередную встречу празднику Масленица] / Валентина Яковлева // Наш город Амурск.
Сергей Кравцов: «В России сформирована суверенная система образования» - Министерство образования и науки Описание: Пресс-служба Минпросвещения России Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по просвещению.
Министерство образования и науки
Прокурор Центрального района г. Хабаровска обратился в суд с исковым заявлением в интересах пожилой женщины о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью.
Прокуратура Хабаровского края
Наталья Вилимовская учит, как ухаживать за немощными людьми правильно Новая профессия «Помощник по уходу» не так давно появилась в Хабаровске.
Тихоокеанская звезда
Известный хабаровский хирург, заслуженный врач России Алексей Хоменко, на лечение к которому съезжались пациенты со всего Дальнего Востока, а коллеги-врачи у которого перенимали ценный опыт, на днях отметил 80-летний юбилей.
Тихоокеанская звезда