Конечно, пути и мотивации к выбору профессии, в том числе и новой, дополнительной специальности, у каждого человека сугубо личные. Но и само наше время накладывает на них свой отпечаток. Ведь сегодняшний уровень развития технологий буквально заставляет миллионы людей продолжать учиться не только в 30-летнем, но и в гораздо более солидном возрасте. Давно не редкость наличие у специалиста двух и более дипломов о высшем образовании. Особенно среди тех, кто настроен на солидную профессиональную или руководящую карьеру. Некоторые реализуют свои замыслы за счет всевозможных форм дополнительного профессионального образования и краткосрочных курсов повышения квалификации. Эти виды обучения приобретают все большую популярность. Многие – за счет кардинального «переформатирования» своей жизни, получения полноценного нового, прежде всего, высшего образования. Тем более, если обстоятельства вынуждают человека не просто сменить работу, но и сделать успешную карьеру на новом для него поприще. Например, в связи с невостребованностью прежней профессии или с открытием новых перспективных предприятий, по состоянию здоровья, или по окончании военной службы.
Как же реализовать свои мечты и замыслы на практике, тем более с учетом конкретной дальневосточной специфики и, что не менее важно, возможностей, предоставляемых Тихоокеанским государственным университетом? Об этом – наш разговор с деканом Заочного факультета ТОГУ доцентом Игорем Румановским.
– Игорь Геннадьевич, как правило, заочное обучение выбирают люди уже состоявшиеся, много лет отработавшие на производстве и решившие повысить уровень своих знаний или овладеть новыми. Велико ли их количество?
– Число тех, кто приходит к нам за новым образованием, за последние два-три года увеличилось примерно вдвое. По итогам приемной кампании 2016 года на все направления обучения к нам поступили свыше полутора тысяч человек. Больше стало и тех, кто приходит не за первым, а за вторым высшим образованием. Какие специальности и направления особо востребованы? Юридическое и экономическое образование, государственное и муниципальное управление, а из инженерных – прежде всего строительные специальности. И дело не только в личных планах людей, но и в требованиях к их образованию, предъявляемых в соответствующих структурах. Например, все, кто служит в правоохранительных органах (полиция, таможня и т.д.), кто работает в органах государственной власти и муниципального самоуправления, обязаны иметь не просто высшее, но обязательно – профильное образование. Что же касается руководителей частных предприятий строительной или дорожной отраслей, то для того, чтобы их фирмы допускались к участию в госзакупках и торгах, сами они также должны иметь дипломы о профильном инженерном образовании. Думаю, такого рода требования к профессиональному образованию в дальнейшем будут в России распространены и на другие отрасли производственной деятельности. Более того, в самых разных сферах деятельности для успешного карьерного роста уже сегодня недостаточно диплома бакалавра, требуется еще один – магистерский. Все это также побуждает людей учиться.
– И многие приходят именно к нам, в ТОГУ. Мы с вами два года назад уже поднимали тему представителей силовых структур, прежде всего солдат и сержантов-контрактников, которые приходят за высшим образованием... Тема по-прежнему актуальна?
– Благодаря диплому о высшем образовании у военнослужащих-контрактников появляется возможность подняться на новую ступень – получить офицерское звание. Так что число студентов в погонах у нас на Заочном факультете не уменьшается. Причем из армии, других силовых структур поступают и офицеры, то есть люди, уже имеющие высшее образование. Таким образом, многие из них готовятся и к будущей гражданской жизни. Уволившись в запас в 45–50 лет, они с нашим дипломом успешно начинают работать на новом поприще.
Обращались к нам в ТОГУ и офицеры, даже в звании полковника, с просьбой пройти краткосрочные курсы переподготовки по гражданским специальностям в связи с предстоящим их увольнением в запас. Они предоставляли сертификаты, по которым оплату переобучения гарантировало Министерство обороны. К сожалению, таких пока единицы – большинство проходят переобучение перед увольнением в военных вузах...
– Хотя логичнее было бы проводить такое переобучение в гражданских университетах, например, в ТОГУ, успешно работающем в интересах экономики региона...
– Конечно. Мы знаем потребности дальневосточных предприятий в кадрах, поддерживаем с ними контакты и ориентируем на их запросы свои учебные программы. Мы могли бы не только осуществлять переподготовку офицеров, но и оказывать содействие в дальнейшем их трудоустройстве.
– Получение второго высшего образования требует от студентов немалых финансовых затрат. Но, судя по всему, эти вложения окупаются?
– При нынешнем уровне оплаты труда в промышленности, в силовых структурах затраты вполне посильные. К примеру, стоимость обучения по заочным магистерским программам составляет порядка 50 тысяч рублей в год. За весь период такой учебы, составляющий два с половиной года, студент-заочник платит 125 тысяч. Для сравнения – год обучения бакалавра-очника на договорной основе обходится ему в соизмеримую сумму. А ведь у человека, собирающегося получать заочно первое высшее образование, имеется возможность поступить даже на бюджетное место...
– Учебный процесс для тех, кто живет далеко от Хабаровска, в ТОГУ может быть организован и в дистанционном формате?
– Да. Работа Центра дистанционных образовательных технологий (ЦДОТ) – одно из серьезных преимуществ нашего университета, значительно облегчающее для студента-заочника получение высшего образования, в том числе и второго. Мы применяем самые современные образовательные технологии, основанные на использовании Интернета. Благодаря этому наши студенты имеют доступ к любым учебным ресурсам ТОГУ, а также к системам тестового контроля знаний из любой точки страны. Дистанционное обучение позволяет учиться по месту жительства, без отрыва от основной деятельности, а также в Интернет-информационных пунктах ТОГУ. Студент-дистанционник, к тому же, может получать образование по индивидуальному учебному плану, самостоятельно выбирая темп обучения. Кроме того, это позволяет ему сократить расходы на проезд к месту обучения и проживание в Хабаровске в период сдачи экзаменационных сессий. Кстати, вся необходимая информация на этот счет имеется на портале университета, на странице, посвященной ЦДОТ (http://pnu.edu.ru/ru/faculties/distance/cdot/).
Что заочное обучение в ТОГУ пользуется большим спросом, в том числе и у военнослужащих, я убедился лично. Наша беседа с деканом Заочного факультета то и дело прерывалась студентами, приехавшими на сессию.
Стук в дверь кабинета. Вежливый вопрос: «Разрешите?».
– Обратите внимание, – прокомментировал эти визиты Игорь Геннадьевич. – Чуть ли не каждый третий из них – человек военный. Их отличительная черта – привычка к порядку, воспитанность, собранность, умение грамотно и лаконично задавать вопросы...
С тремя такими студентами я и пообщался, чтобы выяснить их мотивацию на получение образования.
Елизавета Алалыкина по своему первому, правда, среднему образованию, – технолог. Тринадцать лет она служит в Вооруженных силах, специалист по радиосвязи на одном из узлов связи. Что же заставило очаровательного гвардии сержанта выбрать высшее юридическое образование и поступить на заочное обучение в ТОГУ?
– Мечта... С детства хотела стать юристом, и когда появилась возможность – всерьез взялась за учебу, – рассказывает моя собеседница. – А сейчас я уже на четвертом курсе, готовлюсь к сдаче двух госэкзаменов. Трудно ли было учиться? Только в том плане, что совмещать учебу приходится со службой, с семейными хлопотами – правда, сын и дочь уже вполне самостоятельные. Училась в основном с использованием дистанционных образовательных технологий. Что касается производственной практики, то первую проходила у нотариуса, рядом с местом службы. Вторая практика была в следственном комитете, третью планирую проходить в управлении ФСИН. Планирую ли работать по новой специальности? Такие возможности есть, причем выбор достаточно широкий: это и должности юриста в воинских частях, и в перспективе – в военной прокуратуре или отделах военно-следственного комитета.
Капитан Андрей Борисов, кстати, староста группы студентов-заочников, в ответ на вопрос, что же подвигло его получать второе образование, поправил меня:
– Вообще-то у меня это третье образование, в общей сложности я учусь уже более 14 лет. В-первых, окончил Казанский авиационный техникум по специальности «Технология машиностроения». Наш техникум дает первоклассную профессиональную подготовку, в том числе и потому, что практику мы проходили на авиастроительных заводах в Казани. И по длительности учеба почти как в институте – четыре с половиной года. Во-вторых, там же, в Казани, я получил высшее юридическое образование. Причем учился по программе не бакалавриата, а специалитета – шесть лет. Сейчас – на четвертом, последнем, курсе по направлению «Автомобильный сервис». Подготовка «запасного аэродрома» перед увольнением в запас? Вовсе нет, еще планирую служить в армии. Просто решил получить солидное инженерное образование, повысить свой профессиональный уровень. Это помогает успешно решать самые различные служебные задачи.
Еще один собеседник, военнослужащий-контрактник Андрей Ракович, высшее образование по направлению «Автосервис» выбрал с прицелом как на армейскую карьеру – в виде погон прапорщика, так и на дальнейшую, уже гражданскую жизнь:
– По военной специальности я водитель. Опыт есть. Что называется, с закрытыми глазами могу обслуживать и ремонтировать автомобиль. Но хотелось бы еще и понимать все технические тонкости того, что делаю руками. В моем случае лучше учиться не дистанционно: такие предметы, как высшая математика или детали машин эффективнее осваивать вживую, под непосредственным контролем преподавателей. Что же касается первого образования – то за плечами у меня юридический техникум.
Надеюсь, все, что рассказали мои собеседники, подвигнет многих, кто уже задумывается о том, чтобы открыть новую страницу в своей жизни, к продолжению образования и выбору для себя еще одной, интересной и перспективной профессии.
Прочитать новый номер журнала «Мой университет» можно по ссылке
Или скачать здесь скачать (19.4 МБ)
Александр Пасмурцев.
Материал из журнала «Мой университет» №30.