Дмитрий Волков: Комсомольск должен стать "силиконовой долиной" России

Комсомольск-на-Амуре
Дмитрий Волков: Комсомольск должен стать "силиконовой долиной" России
Дмитрий Волков: Комсомольск должен стать "силиконовой долиной" России
Дмитрий Волков: Комсомольск должен стать "силиконовой долиной" России
Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре
Дмитрий Волков: Комсомольск должен стать "силиконовой долиной" России
Фото: cdn2.primamedia.ru
Заместитель председателя правительства края по вопросам комплексного развития Комсомольска-на-Амуре дал интервью ИА AmurMedia 28 июля, AmurMedia. Чуть больше года назад был принят долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, разработанный по поручению президента РФ Владимира Путина, уже сейчас реализовано множество мероприятий, идет строительство объектов инфраструктуры, социальных и промышленных объектов. О том, что происходит сейчас в Городе Президентского внимания и как реализация долгосрочного плана скажется на его судьбе, в интервью корр. ИА AmurMedia рассказал заместитель председателя правительства края по вопросам комплексного развития Комсомольска-на-Амуре Дмитрий Волков.

— Основой всех изменений, которые сейчас происходят в Комсомольске-на-Амуре, является долгосрочный план, утвержденный распоряжением Правительства РФ №704. Он состоит из двух разделов. Первый – организационный, он посвящен загрузке предприятий, созданию кооперационных цепочек малого и среднего бизнеса, привлечению инвесторов, повышению культурного уровня Комсомольска-на-Амуре. Это непосредственное вливание денег в развитие Комсомольска, то есть сейчас государство, либо государственные компании, которые в основном являются владельцами самых крупных заводов в Комсомольске, либо федеральные органы исполнительной власти принимают те или иные шаги в сфере регулирования, в сфере перераспределения заказов, для того, чтобы Комсомольск развивался в общем и целом.

Второй раздел связан со строительством объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры и посвящен в основном бюджетным инвестициям. В его рамках обозначено 27 инвестиционных мероприятий, но объектов будет построено гораздо больше. Сейчас их 52, и это количество будет увеличиваться, потому что по мере структурирования, по мере проектирования инвестиционных проектов из них выделяются строительные объекты. На сегодняшний день несколько таких объектов имеют разрешение на строительство и в скором времени получат разрешение на ввод в эксплуатацию: 18 объектов общей стоимостью 19 373,9 млн рублей находятся на стадии проектирования, 4 объекта общей стоимостью в 8778,7 млн в предпроектной стадии, 14 объектов на 18108,84 млн рублей у нас полностью готовы для начала строительства, но строительство еще не началось, потому что еще не прошли конкурсные процедуры, 15 объектов стоимостью 5 786, 31 млн рублей мы строим, 1 объект — на стадии ввода в эксплуатацию , это комплекс обезжелезивания и демагнации вод Амурского водозабора стоимостью 336 млн рублей. В блоке проектных и предпроектных объектов по плану к концу года должно остаться всего лишь пять.


Комсомольск-на-Амуре. Фото: фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

— Объекты строительства носят больше социальный либо промышленный характер?

— Тут совершенно нет каких-то приоритетов, мы их не выстраивали, и не выстраиваем и выстраивать не собираемся, план реализуется ровно так, как он написан в 704-м распоряжении. Вот из 6 объектов, которые мы в этом году должны сдать, смотрите: третий и четвертый этап водопровода — это объект коммунальной инфраструктуры, 51-53 км трассы Хабаровск – Комсомольск — это объект транспортной инфраструктуры, Драматический театр — это объект культуры, в некотором смысле социальный объект, примерно такая пропорция и сохраняется.

Что я хочу сказать: уже больше года реализуется долгосрочный план, и за это время мы, делая анализ того, что происходит с Комсомольском, приходим к некоторым новым для себя выводам: сам по себе долгосрочный план, несмотря на то, что это распоряжение правительства — не догма. В него уже сейчас вносятся изменения. Два из них касались в основном объектов и сумм, связанных с этими объектами. Но возникает вопрос – изменит ли кардинально реализация этого плана нынешнюю ситуацию в Комсомольске-на-Амуре, или нам нужно искать дополнительные возможности для этого?

И это очень важно. Уже есть целый набор предложений, идей, некоторые из них находятся в стадии реализации, некоторые – в стадии обсуждения, но сформировать дополнительный набор долгосрочных планов я считаю для себя наиболее важной задачей.

— Что они подразумевают под собой?

— Вот смотрите, если по-крупному. Что такое реализация долгосрочного плана? Это больше 52 млрд бюджетных инвестиций, которые мы должны освоить в горизонте 2020 года. Всего долгосрочные планы рассчитаны до 2025 года, основная их часть, 52 млрд рублей, до 2020 года. Много это или мало в масштабах города? Это несоизмеримо с тем, что было раньше.

Это огромный шаг вперед, но все же город имеет оборот примерно в 150 млрд рублей в год. И сделанные вот такие бюджетные инвестиции, ясно, эту ситуацию кардинально не изменят. Ну, мы построим новые школы, в Комсомольске сейчас 36 школ, одну реконструируем, а одну строим дополнительно и будет 37, это поменяет что-то глобально? По сути, нет.

Да, мы вносим новое качество, потому что мы строим не просто новую школу, мы строим инженерную школу, таким образом, реализуем концепцию развития инженерного образования. Эта школа будет другого качества, другого уровня совершенно. Даже не по уровню строительного объекта как такового, а по уровню образовательной идеологии, которая в этой школе будет реализовываться. Но все же это всего лишь один элемент. Это 400 учеников, что приблизительно менее 5% от общей численности школьников Комсомольска на данный момент.

Комсомольск-на-Амуре. Фото: фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

Комсомольск-на-Амуре. Фото: фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

Комсомольск-на-Амуре. Фото: фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

1 / 3

— При этом перспектива получить отдачу отдаленная…

— Пока мы запускаем, пока насыщаем, пока приходят преподаватели, далее процесс становления, — конечно, все это займет время. Или, скажем, реконструируем мы Драмтеатр, — да, там будет совершенно уникальное сценическое оборудование и совершенно другой уровень отделки фойе.

Когда я зашел в Драмтеатр до реконструкции, у меня возникло ощущение, будто я вернулся в советское прошлое – все серо, безлико. А вот сейчас другая история, будет прекрасный свет, великолепные белые тона, очень современный дизайн. Оборудование сцены абсолютно уникальное. Такого оборудования, как говорят эксперты, нигде нет на Дальнем Востоке, может быть, Владивосток может поспорить в одном месте.

Но это вот кардинально поменяет ситуацию с культурой в Комсомольске-на-Амуре? Будет ли после этого театр в Комсомольске-на-Амуре пользоваться гигантской популярностью на ДВ и в мире? Да, будет приятнее приходить в театр, но наша задача в итоге не красивый театр, а хорошая культура. И так во всех проектах. Ну и первоочередная задача — снять барьеры, которые нам мешают развивать Комсомольск.

— Какие именно?

— К этим барьерам я отношу несколько моментов. Совершенно обязательные вещи, которые надо реализовать в Комсомольске-на-Амуре – во-первых, существующий преференциальный режим ТОСЭР. Это очень хорошая вещь, очень полезная и у нас большие планы по его развитию. Но тот же бизнес говорит, что им не удобно ехать, скажем, на площадку "Парус", им порой удобнее работать в обычном режиме. Нежели перевозить бизнес на другую территорию.

У нас существует другой преференциальный режим на ДВ, Свободный порт Владивосток (СПВ). В случае, если территория становится частью СПВ, она позволяет реализовывать инвестиционные проекты в любой своей точке. При том условии, что бизнес совершает инвестиции, развивается, реализует новые проекты, он может претендовать на практически такие же, даже чуть больше, преференции, как и в ТОСЭРе. Мне представляется, что распространение режима СПВ или аналогичного на всю территорию Комсомольска-на-Амуре будет являться очень правильным шагом, без этого городу будет развиваться сложнее.

— То есть режима ТОСЭР для развития Комсомольска недостаточно?

— Режима ТОСЭР очевидно недостаточно, если бы было достаточно, то режим СПВ не появился бы. Он появился же не вчера. Это давно действующий механизм, вот, например, практически весь Приморский край — это СПВ. Хабаровский край — это уже несколько районов СПВ. Это не новшество, мы просто говорим, что надо распространить инструмент, который уже используется, и у нас есть опыт его применения на Дальнем Востоке.

Но Комсомольск-на-Амуре должен иметь преференции, по меньшей мере, не худшие, чем ТОСЭР или СПВ. Это первая вещь. Вторая вещь, на мой взгляд, мешающая развитию, — это так называемые "северные", то есть, региональные льготы: проезд, отпуск, сокращенный рабочий день и северные надбавки к зарплате в размере районного коэффициента, которые в Комсомольске составляют от 70 до 100% фонда оплаты труда.

Вот это было придумано в свое время для того, чтобы мотивировать людей ехать на Дальний Восток. Была очень хорошая мера. Но сейчас, в изменившейся ситуации, она уже не мотивирует людей ехать на ДВ, а иногда даже играет отрицательную роль. Ну, вот посудите: частный бизнес, зарплата формируется рыночным способом, то есть человек, приходя на работу, интересуется, сколько он будет получать на руки. По большей степени, его не интересует, из каких коэффициентов состоит его заработок. Но для бизнеса выплата северных надбавок — большие затраты. Поэтому бизнес, который расположен в Комсомольске и бизнес, работающий, скажем, в Нанайском районе, находятся в совершенно различных инвестиционных ситуациях.

— Отмена северных льгот благоприятно скажется на бизнесе, но рядовому жителю вряд ли понравится.

— Да, есть другая сторона медали, конечно. Потому что есть госпредприятия, есть различные бюджетные предприятия, где другой подход к северным, правда. Это тоже не улучшает, а ухудшает саму экономическую ситуацию, потому что фактически это увеличивает затраты. Например, в системе муниципальных предприятий, которые обслуживают город, это ведет к удорожанию работ. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос об отмене "северных", это будет неправильно, потому что "северные" — это большое социальное достижение. Они нужны, но их нужно точно оптимизировать.

То есть нужно искать баланс между "северными" как способом мотивации людей приехать на ДВ и в Комсомольск-на-Амуре, и ими же как фактором, который в значительной мере ухудшает инвестиционный климат. Мало того, они еще, откровенно говоря, задают некую систему неправды.

К примеру, я выполняю определенную работу и получаю за нее условные 10 рублей, и значит, должен получать еще 10 рублей в виде "северных" сверху за то, что делаю это в Комсомольске-на-Амуре. А когда мне все равно платят 10 рублей, но подразумевается, что внутри присутствует некий коэффициент, получается какое-то вранье. Мы живем в какой-то системе лжи и это уже плохо, это рождает так называемую социальную депривацию — разницу между ожиданиями и получаемым результатом, и это тоже не улучшает ситуацию в Комсомольске-на-Амуре. Выход здесь какой может быть – по моему мнению, нужно использовать бюджетные инструменты, то есть часть северных должен выплачивать бюджет.


Комсомольск-на-Амуре. Фото: фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

— Бюджет местный, региональный или федеральный?

— Федеральный бюджет. Это довольно непростое решение, оно довольно дорогое даже в рамках Комсомольска-на-Амуре, исчисляется миллиардами рублей в год. Но его мы все равно будем обсуждать, и мое мнение заключается в том, что без решения вопроса северных мы будем испытывать серьезные трудности, стратегические трудности в развитии Комсомольска-на-Амуре. Другими мерами мы не сможем это полностью компенсировать. Это не новая, но довольно все же радикальная точка зрения. Тем не менее, я полагаю, что этот вопрос надо ставить, но перед этим тщательно обсуждать. Много очень, откровенно говоря, таких мелочей, нюансов, которые могут сделать из этой таблетки лекарство, а могут сделать и яд. Поэтому это надо очень внимательно обсудить в экспертном сообществе, прежде чем выходить с окончательным предложением. Вопрос с северными точно надо решить. Их надо оптимизировать.

— Может быть, уменьшить коэффициент северных надбавок?

— Может быть и так. Северные льготы должны с одной стороны мотивировать, а с другой не возлагать нагрузку на бизнес. Как это можно организовать? Есть такая идея — северная карта, куда могли бы перечисляться деньги каждому жителю за то, что он работает и платит налоги на северной территории. Причем, эти средства шли бы не от бизнеса, а от государства, которое хочет развивать северные территории и считает, что жить там и выстраивать бизнес сложнее, чем, скажем, в Хабаровске или Москве. В этом плане Комсомольск мог бы стать пилотным городом.

Третий момент – развитие Комсомольска как логистического центра. В долгосрочном плане есть мероприятия такого плана, как, например, дорога Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к Комсомольску, в частности, участок от Хабаровска до Комсомольска. Она давно уже в твердом покрытии, но там есть так называемый ненормативный уклон и ненормативный радиус. Кривая и неудобная местами дорога, и вот ее требуется реконструировать. Это большая и дорогая история, но у нас есть и другие мероприятия, направленные на стабилизацию транспортного сообщения.

Например, развитие авиасообщения. Сейчас заработал аэропорт Хурба и оттуда уже можно летать во Владивосток, осенью возобновятся рейсы до Москвы. Есть планы превратить аэропорт Хурба в полноценный пассажирский и грузовой хаб, который будет связывать речное, автомобильное, железнодорожное и авиационное сообщение. Это очень сложный вопрос. Сейчас явный перекос в сторону автомобильного сообщения – в Комсомольск-на-Амуре и обратно ежегодно ездит примерно 800 тысяч человек, 90% из них – на автобусе, потому что это на сегодня самый дешевый и быстрый способ добраться туда из Хабаровска. Поезд в Комсомольск ходит один, "Юность", речное сообщение не развито – те "Метеоры", которые были в советское время, сейчас не ходят, потому что речной вокзал не работает, самолетами летает буквально сотня человек в год.

— Очень дорого стало летать.

— Да, но тут есть разные инструменты, которые связаны с субсидированием части этих перевозок. Например, рейс Хабаровск – Комсомольск – Николаевск-на-Амуре субсидирует правительство Хабаровского края. А рейс Владивосток – Комсомольск-на-Амуре субсидируется федеральным правительством. Нужно, во-первых, поработать с инструментами субсидирования и сделать их более гибкими, а во-вторых, нужно подумать о реконструкции аэропорта – при росте числа перевозок это будет необходимо. Я приведу простой пример: чтобы жителю Комсомольска прилететь в Москву, ему сначала нужно приехать в Хабаровск, потратив кучу времени на переезд, на стыковку с рейсом, перегрузку багажа. А если человек, скажем, летит не в Москву, в Берлин, и не из Комсомольска, а из Николаевска-на-Амуре? Ему будет гораздо проще и удобнее, если это сообщение будет правильно выстроено. Создание такого хаба с удобной пересадкой, с удобными зонами ожидания, с хорошим гостиничным сервисом и прочим — важная задача. Без определенного уровня сервиса мы не сможем привлечь в город людей и убедить их в том, что Комсомольск-на-Амуре – замечательный и перспективный город для жизни.

У собственника аэропорта Хурба есть живой проект по его реконструкции, но его мало, нужно решить вопрос именно с хабом, то есть завязать воедино аэровокзал, железнодорожный, речной и автовокзал и развивать их именно в системе. Без легкой и удобной транспортной доступности Комсомольск развивать будет сложнее.

Вот то, что по моему мнению, можно считать барьерами.

С другой стороны, мы все время говорим о Комсомольске как о городе, но на самом деле это не просто город, это агломерация, то есть некая локальная территория, где сосредоточены несколько населенных пунктов: город Комсомольск-на-Амуре, город Амурск, пгт Солнечный и еще несколько. Например, из Комсомольска-на-Амуре в Амурск туда и обратно каждое утро ходит несколько автобусов, сотни людей едут на работу в Амурск из Комсомольска-на-Амуре, столько же – из Амурска в Комсомольск, и это абсолютно нормально. Расстояние между городами крошечное — 40км. То же самое в Солнечном. В каждом населенном пункте своя специализация, и это нужно рассматривать в тесном экономическом и социальном единстве. Это означает, что мы неизбежно должны предпринимать меры по формированию этой агломерации. Уже сейчас площадка ТОСЭР Комсомольск распространяется на три района.

В дальнейшем, возможно, мы придем к необходимости формирования некой единой структуры, может быть, и изменения административно-территориального деления и создания общего муниципального управления – этот вопрос я поставил на расширенном заседании правительства и он сейчас активно обсуждается. Фактически, стратегия развития агломераций может быть положена в стратегию развития всего Хабаровского края – уже рассматриваются несколько подобных центров. И тут у нас, на мой взгляд, есть огромный потенциал.

Другой важный момент — развитие инженерного образования. Образование — это абсолютное конкурентное преимущество Комсомольска-на-Амуре. Почему? Потому что оно там сквозное. От школы на производство через колледж или через очень хороший университет, их там даже два.

Нигде, кроме Комсомольска, на всем Дальнем Востоке нет такого сосредоточения производственных мощностей: там есть огромное обрабатывающее предприятие с высочайшими технологиями, кроме того, Комсомольск — единственный город в мире, где выпускают самолеты пятого поколения. Поэтому мы делаем упор на развитие сквозного образования с опорой на два университета, причем мы должны сделать КнАГТУ многопрофильным, увеличить количество специализаций, а впоследствии продумать их объединение, потому что только большое рождает нужное качество.

Сейчас там есть МЦК – межрегиональный центр компетенций, он активно развивается, в рамках долгосрочного плана туда вкладываются достаточно большие деньги, сотни миллионов рублей каждый год. Это единственный центр подобного рода на Дальнем Востоке, а их в России всего семь.

Но вот что я еще хочу сказать. За 8 месяцев, что я служу Хабаровскому края, я, анализируя наши возможности, очень напряженно думаю, — приведет ли задуманное нами к решительному, историческому рывку в развитии города? Все направления, обозначенные в долгосрочном плане, нужно однозначно реализовывать, и у нас это получится. Да, это заметно улучшит ситуацию в Комсомольске, но не изменит ее кардинально, не даст рывок развитию города.


Комсомольск-на-Амуре. Фото: фото предоставлено пресс-службой правительства Хабаровского края

— Что же тогда даст?

— Эта программа развития, которую мы реализуем в Комсомольске, седьмая, если брать со дня его основания. Вспомним, как образовывался город Комсомольск? В конце XIX века исследователями-первопроходцами на Амуре было заложено несколько постов, из которых после выросли села. Одно из них – Пермское, основанное отрядом солдат. Уже после, на месте села, в 30-е годы XX века постановлением правительства СССР было начато строительство судостроительного завода и основан город. Позже было несколько программ развития Комсомольска, и каждый раз это было для чего-то нужно. Вот как был заселен город Комсомольск-на-Амуре? 15 тысяч молодых парней из московского и ленинградского военных округов в виде особого военно-строительного корпуса из 15 батальонов просто пришли на лыжах. Позже к этим 15 тысячам юношей присоединились 8 тысяч девушек по призыву жены красного командира Валентины Хитагуровой. То есть город не развивался, как естественное поселение. Каждый раз решалась какая-либо стратегическая задача, и при этом применялись исключительные, нестандартные методы. Например, в 1983 году было принято решение о начале строительства в Комсомольске наших знаменитых истребителей СУ 27, и под это появилась очередная программа развития города. Если почитать эту программу, то можно увидеть в ней параллели с нынешним долгосрочным планом. Ключевая идея – есть заводы и их нужно развивать, и вопросов нет никаких.

Есть перечень системных мероприятий, делать только нужно. Но при этом – что сможет кардинально изменить историю Комсомольска, решение какой задачи позволит сделать городу стремительный рывок в будущее?

Я думаю, это может быть создание некоего пилотного центра по реализации проектов в области информационных и цифровых технологий — это становится приоритетом в государственных интересах. Сейчас меняется промышленный уклад и его развитие идет за счет цифровых и информационных технологий. Конечно, мы не сможем отказаться от классической промышленности, но посмотрите: компания Uber, сервис такси, сейчас больше, чем "Газпром". Это говорит о том, что мир меняется, но при этом его развитие упирается в госрегулирование. К примеру, почему у нас нет дистанционной продажи лекарств? Потому что люди опасаются подделок и прочего. А с другой стороны – в московских аптеках ассортимент из 5 тысяч наименований, в комсомольских – из тысячи, а в аптеках Охотска – всего 300. Почему бы не отрегулировать это процесс и опробовать его в Комсомольске? Или беспилотный транспорт. Вводить его в крупных городах сложно, потому что много особенностей. Комсомольск как никакой другой город подходит для развития беспилотного транспорта – здесь широкие проспекты и не такое плотное движение, как в мегаполисах. Телемедицина. Не только в виде видеоконференции с врачом. Сейчас есть методы дистанционной диагностики – от измерения давления до анализа мочи, есть устройство, которое позволяет это сделать. Но это тоже упирается в госрегулирование. И вот таких примеров огромное количество.

Так вот, моя мысль заключается в следующем: почему бы Комсомольску не предложить себя в качестве зоны для апробирования пилотных проектов в области информационных технологий и цифровой экономики? Это не означает превратить город в "подопытную мышь". Мы имеем госрегулирование в различных процессах, которое на самом деле сдерживает прогресс. Да, происходит это из лучших побуждений – обеспечить безопасность, стабильность, законность и прочее, но мы понимаем, что рано или поздно прогресс свое возьмет.

И если Комсомольск станет пилотом, то он превратится в самый прогрессивный город страны. Он же идеально подходит: проживающее в локальной агломерации с красивейшей природой весьма высокоинтеллектуальное население, всегда стремившееся и умеющее делать не просто лучшие в мире, невозможные для мира вещи. Город, который был специально построен для того, чтобы делать недостижимые другими проекты. Ровно так была устроена Силиконовая долина в США. Но она не была создана решением правительства. Она появилась как место сосредоточения новых разработок, реализации идей. Вот если таким местом станет Комсомольск — тогда да, будет рывок в его развитии. Мы сможем создать комбинированную экономику: с одной стороны – индустрия, обрабатывающее производство, с другой стороны – сервис, информационные технологии. Уже сейчас денежный оборот в сервисах больше, чем в вооружении – объем мирового рынка в области программного обеспечения в десятки раз превышает оборот оружия. И в этом может быть будущее Комсомольска.

— Дмитрий Анатолиевич, как Вы упомянули, реализация плана началась в прошлом году. Изменились ли сегодня настроения комсомольчан? Видят ли они прогресс, верят ли в него?

— Настроение жителей оценивается, в первую очередь, по обращениям, которые поступают в органы власти, но я предпочитаю черпать информацию из социальных сетей – там она живая. И я вижу, что настроение комсомольчан улучшается, хоть и далеко от оптимального. Скептицизм – часть комсомольского характера, и это не переломишь. Комсомольчане – это потомки тех первых 15 тысяч мальчиков и 8 тысяч девочек, их за пять копеек не купишь, их надо убедить. Я считаю, что в этом есть ресурс, потому что скептическое настроение рождает критику, а критика рождает прогресс.

 
По теме
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в ходе рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре посетил ряд крупных объектов, которые строятся в рамках Долгосрочного плана комплексного развития города,
Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт в ходе рабочей поездки в Комсомольск-на-Амуре посетил ряд крупных объектов, которые строятся в рамках Долгосрочного плана комплексного развития города  В частности,
Правительство России не так давно одобрило создание еще одной территории опережающего развития в Хабаровском крае - в Николаевском районе на севере края.
По итогам первого полугодия уже освоено 2,7 млрд рублей В Правительстве края подвели предварительные итоги освоения бюджетных инвестиций, направленных на развитие социальной сферы.
На машину упала ветка Василина ИКОННИКОВА Управляющую компанию из Хабаровска оштрафовали за повреждение автомобиля Фото: Даниил ОПАРИН В Хабаровске состоялся суд над управляющей компанией.
Глава пятнадцатая «Выбор». Свисток судьи Оношко дал старт первому в жизни каждого из юных футболистов финалу за звание чемпиона четвёртой коммунальной конторы Деснянского района города Чернигова.
Станцию Удоми планируют ликвидировать Василина ИКОННИКОВА Движение поездов открыли на перегоне Удоми - Оунэ в Хабаровском крае Фото: Иван МАКЕЕВ Дальневосточная железная дорога сообщает о том,
Из Хабаровского края в Амурскую область следует группа горноспасателей МЧС России - МЧС по Хабаровскому краю Из п. Чегдомын Хабаровского края в Амурскую область вертолетом МИ-8 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России следует группа горноспасателей МЧС России военизированной горноспасательной части.
МЧС по Хабаровскому краю
В Хабаровском районе закрылись ледовые переправы на автозимнике к поселку Победа - МЧС по Хабаровскому краю С 18 марта прекратили свою работу ледовые переправы через реки Кур и Тунгуска, оборудованные на автозимнике к населенным пунктам Новокуровка и Победа в Хабаровском районе.
МЧС по Хабаровскому краю
В Амурске спасатели МЧС России проводят обследование места провала автомобиля под лёд - МЧС по Хабаровскому краю Группа водолазов двух поисково-спасательных отрядов ГУ МЧС России по Хабаровскому краю второй день проводит поисковые работы на месте провала автомобиля под лед.
МЧС по Хабаровскому краю
Лесничий в Хабаровском крае осужден за мошенничество при заготовке дров - ИА Хабаровский край сегодня Он получил обманным путем 109 тысяч рублей  Фото:unsplash.com В Николаевске-на-Амуре осужден лесничий за то, что он путем мошенничества хотел получить деньги за невыполненные работы по контракту.
ИА Хабаровский край сегодня
Аллергия – одно из самых опасных и распространенных заболеваний. Согласно мировой статистике, за последние 20 лет число случаев увеличилось минимум в три раза.
Районная больница
Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. А развитие всех неинфекционных заболеваний происходит постепенно и обусловлено определенными факторами риска.
Районная больница
Кто сказал «Мяу»? - ЦРБ Бикинского района Кошка – грациозное, ласковое, хитрое, но в то же время самое обаятельное домашнее животное.
ЦРБ Бикинского района
Акция «Читаем вместе» - ЦРБ Бикинского района Чтение – это движение вперед, а также передача эмоций с помощью звучащего слова.
ЦРБ Бикинского района