Как сообщил на заседании проектного штаба заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии Комсомольска-на-Амуре Дмитрий Дацко, по всем 83 услугам, оказываемым муниципалитетом, у горожан есть возможность подать заявки в электронном виде. Однако пользуются предоставляемой возможностью в сфере строительства в буквальном смысле единицы.
— По статистике за 9 месяцев текущего года в сфере земельных отношений в электронном виде было порядка 2%, в сфере строительства порядка 4%. При этом в Комсомольске налажена системы электронного взаимодействия с МФЦ, то есть поступлении заявки в МФЦ завка непосредственно поступает исполнителю, — расcказал Дмитрий Дацко.
По сервисам техприсоединения у сетевых компаний есть свои сайты, поэтому горожане могут свободно зайти в личный кабинет и заключить договор о любой услуге вплоть до техприсоединения, добавил Дмитрий Дацко.
— А обратная связь есть? Вы оценку не делали за сентябрь-октябрь, какой процент услуг от общего объема подан в электронном виде? — поинтересовался председательствующий первый зампред правительства по экономическим вопросам Василий Шихалёв.
Процент оказался прискорбно мал. К примеру, за 9 месяцев 2017 года заявок на разрешение на строительство было подано 132, а в электронном виде из них всего 5.
Проектный штаб по Комсомольску. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
Проектный штаб по Комсомольску. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
Проектный штаб по Комсомольску. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
Проектный штаб по Комсомольску. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia 1 / 4
— Понятно, — проявил было чуткость Василий Шихалёв, — у вас же там не с начала года?
Однако, выяснив, что вполне себе с начала и даже с 2013 года, громко усомнился в плодотворности работы комсомольских чиновников:
— Тем более. Всё наработано, и всего 5%?
— Два года назад было 2%, — моментально парировал явно поднаторевший в арифметике Дмитрий Дацко.
Среди присутствующих прокатился и затих смешок.
— В чем причина? У нас задача 70% в электронном виде? Так что ж вы делаете, чтобы достичь 70%? — продолжал допытываться Василий Шихалёв.
— Поступление через сайт госуслуг — 70%, — согласился комсомольский чиновник. — Мы рекламу даем, на всех сайтах размещена информация. Но, как правило, потребители этих услуг — люди пожилые, которые обычно строят индивидуальный дом.
— Я понимаю, что вам все равно, что 5%, что 70%.
— Ну так статистика по всей России такая...
— Меня не волнует как по всей России. Нас волнует Хабаровский край, и сейчас мы рассматриваем город Комсомольск-на-Амуре, — начал сердиться Василий Шихалёв. — Не было такого желания оказать содействие, оказать услуги по оформлению. Вот приходит пожилой человек, вы показали, раз, и в электронном виде завели?
Выяснилось, что 90% заявителей обращаются за услугами через МФЦ.
— Мы здесь распинаемся, проводим штабы, проводим совещания у губернатора, ставим задачи, а в администрации ничего и не собираются делать. Целевые модели как выполнять собираетесь? Вы не выполняете задачи и сидите спокойно, не задаете вопросы. Если бы на штаб сегодня не пригласили, вы бы так и продолжали сидеть с этой проблемой? Задачу не выполняем и сидим молчим? — дошел до самой сути первый зампред по экономическим вопросам.
В дело вступил дипломатичный Сергей Степанов, ныне гендиректор ГК "Лунный свет", ранее зампред краевого совета по предпринимательству.
— Я так понимаю, что заявители Комсомольска привыкли подавать заявки через МФЦ. Но чтобы подать заявку в МФЦ, заявителю надо встать собрать все документы бумажные, а уж МФЦ вам подаст заявку в электронном виде, а вы 90% заявок в электронном виде и получите. Так вот сегодня этот показатель в качестве требования федерального центра уже не работает. Сегодня вы так же, как вы с 2013 года приучили людей ходить в МФЦ, должны объяснить, что никуда ходить не надо, надо из дома подавать заявку. Поэтому предлагаю признать, что сейчас в Комсомольске работа в начале, рекомендовать опыт перенять и нарабатывать практику. Если у вас 98% заявителей — пожилые люди, то понятно, что проблемы будут, но тогда предприниматели должны на 100% подавать заявки в электронном виде, — подчеркнул Сергей Степанов.
Выступившие вслед за Дмитрием Дацко представители коммунальных служб Комсомольска с докладами о работе сайтов, на которых горожане могут оставлять заявки о техподключении, впечатления не исправили и ничем искушенную в электронном сервисе хабаровскую публику удивить не смогли. Пожалуй, единственным их очевидным плюсом стала краткость.
Но даже и это не спасло сетевые компании от критики. По словам генерального директора Агентства инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре Антона Арбузова, тестировавшего с командой работу этих сайтов, доступности и безотказности этим ресурсам еще явно не хватает. Так, на одних сайтах для чего-то требуют неизвестные ключевые слова, на других — регистрируют только физлиц.
— Работа очень важная и нужная была проделана, — поблагодарил главу агентства Василий Шихалев.
Все внесенные участниками штаба предложения и опыт Хабаровска первый зампред по экономике обещал учесть, иначе не поднять уровень электронных услуг в городе Юности на немыслимую 70%-ную высоту.