Продолжение развития железнодорожной инфраструктуры на востоке России в 2019–2023 годах составит почти 500 млрд руб. Это позволит магистралям Сибири и Дальнего Востока обслуживать грузовую базу в 178,7 млн тонн. Но последняя сильно зависит от реализации планов горнодобывающих предприятий, поэтому согласование финансово-экономических параметров проекта и определение источников средств откладывается.
19 октября в Минтрансе прошло совещание по второму этапу развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В частности, обсуждался базовый сценарий развития БАМа и Транссиба на 2019–2023 годы. В министерстве обещают изучить представленные ОАО РЖД расчеты, «учитывая позитивный опыт реализации БАМ-1».
Представители монополии доложили о ходе текущих работ по модернизации БАМа и Транссиба, также обсуждались различные варианты выработки решений с учетом мнений грузоотправителей. По итогам решено сформировать «дорожную карту» по дальнейшему развитию Восточного полигона.
По оценке ОАО РЖД, инвестиции в БАМ-2 в 2019–2023 годах должны составить 493,2 млрд руб. Это позволит построить 1,5 тыс. км дополнительных главных путей, два разъезда, реконструировать 28 станций, обход Северомуйского тоннеля, электрифицировать участок Волочаевка—Комсомольск—Ванино и усилить устройства тягового электроснабжения на Транссибе.
Если грузопоток вырастет в сравнении с 2012 г. в 1,9 раза (до 172,8 млн т), то модернизация потребует 493 млрд руб. (это базовый сценарий), а если перевозки вырастут в 2,2 раза, до 184,8 млн т, инвестиции оцениваются в 652,3 млрд руб.
Эти деньги должны пойти на главные пути и тоннели, дальнейшее усиление устройств тягового электроснабжения на Транссибе и строительство обходов на участке Уссурийск—Находка.
По оценке Института экономики и развития транспорта, (ИЭРТ), прирост объемов вывоза полезных ископаемых с месторождений Восточного полигона к 2020 году составит 66,8 млн тонн к уровню 2012 года, а к 2025 году в зависимости от сценария — еще 47,9 млн или 59,9 млн тонн.
Отклонения в прогнозах связаны с темпами развития Денисовского и Чульмаканского месторождений группы «Колмар» (22–24 млн тонн погрузки в 2025 году) и началом разработки Сугодинско-Огоджинского месторождения Огоджинской угольной компанией, входящей в «РТ-Глобальные ресурсы» (ноль или 10 млн тонн в 2025 году).
Работы по БАМу-2 начнутся уже в 2019 году путем приближения финансирования за счет ФНБ.
В августе президент Владимир Путин поручил сдвинуть выделение последних 50 млрд руб. из ФНБ, предназначенных для развития полигона, с 2019 на 2018 год (в 2017 году должно быть выделено 100 млрд руб.).
Из 493 млрд руб., предусмотренных в базовом сценарии, 98 млрд руб. уйдут на мероприятия по расширению пропускной способности на участке Артышта—Тайшет, что позволит увеличить отправку кузнецкого угля в порты Дальнего Востока.
Остальные средства должны быть вложены в инфраструктуру восточнее Тайшета. Аналогичные цифры были предусмотрены в проекте долгосрочной программы развития ОАО РЖД в базовом сценарии; в оптимистическом вложения должны составить 536 млрд руб.
Если правительство утвердит долгосрочную программу развития РЖД до 2025 г. и предложения о долгосрочной индексации тарифа по формуле «инфляция минус» на 10 лет, то собственных средств ей должно хватить. Вырученные от 2%-ной надбавки к грузовому тарифу 23,6 млрд руб. РЖД в 2017 г. направила на финансирование БАМа и Транссиба.
Источник: по материалам «ВЕДОМОСТИ», «КОММЕРСАНТ», ТАСС
Cкачиваемые файлы Грузовая база БАМ - 1,2 (PDF 231KB 23.10.2017, 14:33 / открыть в браузере )