В рамках реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» «Фонд моногородов» провел в Хабаровске заключительный семинар-конференцию «Академия развития моногородов».
В Хабаровском крае расположены два моногорода из 24 в ДФО — Чегдомын в Верхнебуреинском районе и Эльбан в Амурском районе; оба моногорода относятся к моногородам с наиболее сложной социально-экономической ситуацией и с рисками ухудшения социально-экономического положения.
По данным Хабстат на 01.01.2018 численность постоянного населения городского поселения Чегдомын составила 12.882 человека, пгт. Чегдомын – 11.960 человек, сельское поселение (п.ЦЭС) – 922 человек (52,3% от общей численности населения Верхнебуреинского муниципального района), пгт.Эльбан – 11.227 человек.
Наряду с выступлениями Виктора Калашникова - заместителя Председателя Правительства Хабаровского края - министра экономического развития края, Ольги Поливаевой, и.о. директора ДВ института управления - филиала РАНХиГС, Евгения Подшивалова - заместителя генерального директора - руководителя департамента программ развития моногородов «Фонда развития моногородов», состоялась стратегическая сессия «Выявление приоритетных проблем моногородов и предварительный анализ подходов к их решению» (модератор - Леонид Перцов).
Участники сессии - руководители муниципальных районов и городских поселений (моногородов) Чегдомын и Эльбан Хабаровского края: Петр Титков - глава Верхнебуреинского МР, Вадим Ферапонтов – зам.главы городского поселения Рабочий поселок Чегдомын, Ирина Рудык – начальник отдела по экономике и работе с малым бизнесом администрации Верхнебуреинского МР, Павел Боровлев – зам.главы администрации Амурского МР, представители бизнеса обозначили ключевую проблему моногородов - качество жизни, результирующим показателем которой, является укорененность населения на территориях моногородов.
Низкий уровень развития дорожной сети, отсутствие круглогодичного автомобильного сообщения с центральными районами Хабаровского края из-за грунтового разрыва (54 км.) на трассе дороги регионального значения «Комсомольск-на-Амуре - Амгунь - Могды - Чегдомын», приводит к значительным потерям экономики, является наиболее существенным инфраструктурным ограничением темпов СЭР района, сдерживает развитие малого бизнеса.
( Справка. Стоимость доставки груза от Хабаровска до Чегдомына – 10 руб./кг.)
Авиасообщение с краевым центром в значительной степени зависит от состояния взлетно-посадочной полосы (погодные условия) в аэропорту Чегдомына. Строительство ВПП возможно на условиях ГЧП, но… Отсутствует проектно-сметная документация на строительство ВПП.
Безудержный рост железнодорожных тарифов ведет к значительному удорожанию доставляемых товаров. Необходим пересмотр (субсидирование, компенсация) железнодорожных тарифов, в первую очередь на доставку товаров первой необходимости (продукты питания).
Справка. Оборот розничной торговли организаций всех видов деятельности без субъектов малого предпринимательства в первом квартале 2018 года составил 5,6 млн. рублей, что на 14,4 процента ниже уровня соответствующего периода 2017 года.
Надежда на то, что на основании Программы переселения из районов Крайнего Севера, в освобождающееся жилье уехавших горожан можно переселять нуждающихся из ветхого жилого фонда, себя не оправдала. Переселению подлежат всего 15 -17 семей в год, что явно недостаточно, и передаваемое, в соответствии с действующими нормативными документами жилье, частично просто не пригодно для проживания.
Нужно строить новое жилье.
Закрытие «знаменитой» котельной 29 квартала улучшило экологическую обстановку, но не решило всех проблем. В черте поселка находится еще две котельные. Кроме этого, рядом с поселком два разреза с открытой добычей угля, обогатительная фабрика.
На месте важного социального объекта - детского оздоровительного лагеря «Сокол» , располагавшегося в лесной зоне недалеко от поселка Чегдомын, начата разработка разреза «Правобережный». Оздоровительный лагерь закрыт.
Здравоохранение. Несмотря на то, что в поселке создана хорошая медицинская материальная база, остро стоит вопрос с медицинскими кадрами. Обеспеченность медицинскими кадрами – 65 - 67%. Месячная очередь на прием к врачу.
Положение осложняется переходом некоторых врачей из «Верхнебуреинской центральной районной больницы» в мед.учреждения «СУЭК». Причина перехода – заработная плата.
Отсутствие квалифицированных кадров. Чегдомын – 340 вакансий.
Петр Титков, глава Верхнебуреинского района, Чегдомын:
(«ТОЗ», 18.07.18, https://toz.su/newspaper/chto_proiskhodit/monogorodam_ne_khvataet_interneta_i_malogo_biznesa/ )
- Нашему моногороду не достает многих благ. Главное - нет автодороги прямого сообщения с Хабаровском и районами. Также остро стоит проблема нехватки кадров для предоставления качественных услуг населению: в сфере медицины, строительства, общепита, организации работ в предпринимательском секторе, которые решали бы ряд вопросов местного значения.
Чегдомынский горно-технологический техникум не покрывает всех потребностей в образовательных программах, которые есть у молодежи. Поэтому выпускники школ уезжают в другие населённые пункты, где и остаются.
Безусловно, Фонд развития моногородов мог бы нам помочь, если бы решил вопрос о выделении средств для развития инфраструктуры, технопарка и предприятий для открытия бизнеса в городе, не связанного с градообразующим предприятием.
Справка
В соответствии с протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13.06.2016 г. №1 направление «Моногорода» включено в перечень основных направлений стратегического развития РФ до 2018 г. и на период до 2025 г.
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 ноября 2016 г. утвержден паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» (далее —Программа).
Целями Программы являются снижение зависимости монопрофильных муниципальных образований (моногородов) от деятельности градообразующих предприятий путем создания к концу 2018 г. 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и, как следствие, снижение количества моногородов на 18 единиц к концу 2018 г., а также улучшение качества городской среды путем реализации во всех моногородах России мероприятий «Пять шагов благоустройства».
Основными инструментами реализации мероприятий Программы являются разработанные программы комплексного развития 319 моногородов.
Всего с 2015 года по состоянию на 1 января 2018 г. Фондом в соответствии с Положением о формировании команд, управляющих проектами развития моногородов, и организации их обучения сформировано 315 команд, с привлечением образовательных организаций МШУ «Сколково» и ФГБОУ ВПО «РАНХиГС» проведено обучение 314 управленческих команд моногородов по Программе профессиональной переподготовки по обучению команд, управляющих проектами развития моногородов.