Новости города БезФормата.Ru
Хабаровск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Эксперт - о версии крушения Ту-154 над Черным морем: «Самолёт с распоротым фюзеляжем. Это могли быть разрушения в грузовом отсеке»

Фотографии фрагментов упавшего самолёта прокомментировал для «КП» президент Союза экспертов России «АС» Юрий Антипов Провел анализ фотографий фрагментов ТУ-154, которые сделал на месте крушения наш фотокорреспондент Владимир ВеленгуринФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Вокруг недавней катастрофы с ТУ-154 в Черном море появляется все больше версий. Мы попросили президента Союза экспертов России «АС» Юрия Антипова поделиться своим профессиональным взглядом на это происшествие. Прав он или нет, станет ясно, когда будут оглашены официальные результаты расследования. Но хочу напомнить: когда в октябре 2015 года потерпел катастрофу наш А-321 в небе над Египтом , начальные версии были о технических неполадках и устаревшем самолете. Однако когда появились первые кадры с места падения, эксперт Юрий Антипов предположил, что на борту вот в таком-то месте случился взрыв – судя по тем обломкам, которые были видны на фотографиях. Что впоследствии и подтвердилось. И в этот раз он провел анализ фотографий фрагментов ТУ-154 , которые сделал на месте крушения наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин.

"САМОЛЕТ МОГ НАЧАТЬ РАЗРУШАТЬСЯ ЕЩЕ В ВОЗДУХЕ"

- Известны случаи удачных аварийных посадок на воду (см. Справку ниже). Но нигде не было таких повреждений - разорванной в клочья обшивки, оторванных с мясом частей крыльев. И это все - после падения на воду с высоты 250 метров? Может, потому что те посадки совершались в дневное время, а здесь дело было ночью?

- Ночью или днем - неважно. Главное, что в момент катастрофы море было спокойным. И его поверхность можно было хорошо разглядеть при помощи прожекторов лайнера.

Общий вид обломка фюзеляжа с характерным выгибом наружу его цилиндрической образующейФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Если предположить, что у самолета на взлете заклинило закрылки, был ли шанс спастись?

- Закрылки нужны для увеличения подъемной силы на малой скорости - при взлёте и посадке. Если после взлёта закрылки остались выпущенными и не убрались, то вполне можно продолжать полёт, но на меньшей скорости (до 400 километров в час без проблем). Кстати, примерно на этой скорости и выпускаются закрылки, когда самолёт снижается для посадки. Но проще и надёжнее вернутся назад для устранения неисправности.

- То есть самолет мог просто аварийно сесть?

- Да, развернулся бы и опять сел. Вообще при посадке скорость может быть уменьшена почти до 200 километров в час за счёт выпуска закрылков. А если они не выпущены, то посадочная скорость будет около 300 км/час, что тоже приемлемо.

Состояние обшивки фюзеляжа над крыломФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ЧТО-ТО ПРОИЗОШЛО В ГРУЗОВОМ ОТСЕКЕ

- Согласно данным Министерства обороны, самолёт летел над морем со скоростью около 360 км/час на высоте около 250 метров. Так почему же, несмотря на небольшую набранную самолетом высоту, обломки оказались разбросаны на большой территории, а тела погибших получили значительные повреждения?

- Давайте посмотрим на один характерный обломок - это часть фюзеляжа с правой стороны в районе двери.

Верхняя часть дверного проёма целаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

1. Верхняя часть дверного проёма цела. Это значит, дверь могла вылететь из него только вниз - например, при ударе неперевёрнутого целого самолёта о поверхность воды.

Нижний левый угол дверного проёмаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

2. Нижняя часть дверного проёма тоже относительно цела. Хотя, если бы дверь выпадала вниз при неразрушенном фюзеляже, эта часть должна была пострадать сильнее.

Сгиб обшивки обозначен чёрной линиейФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

3. Этот же обломок с другого ракурса: здесь хорошо видно, как он изогнут пополам (сгиб обшивки обозначен чёрной линией).

Похоже, что изгиб обломка произошел под действием некой силы, направленной изнутри самолётаФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Похоже, что изгиб обломка произошел под действием некой силы, направленной изнутри самолёта. Большое давление, так изгибающее конструктивные элементы, отрывающее обшивку и хлопком складывающее её пополам, было внизу в грузовом отсеке Ту-154. Если бы отрыв обломка и его складывание пополам было при ударе самолёта о воду, тогда края обломка просто сплющило бы.

- Что могло случиться в грузовом отсеке?

- Моя версия такая: по каким-то причинам самолёт оказался с распоротым фюзеляжем в нижней части. Это могли быть разрушения в грузовом отсеке (от взрывного устройства или перевозимого груза). Анализ фото других обломков тоже говорит о том, что самолет начал разрушаться еще в воздухе, до удара о поверхность.

Обломок соответствует части фюзеляжа, выделенной на фотоФото: Алексей БУЛАТОВ

Возможно, начали отказывать двигатели, в которые попали оторвавшиеся обломки. Но самолёт ещё сохранял живучесть. Пилоты, не видя повреждений, думаю, не понимали, что произошло, и начали разворачивать самолёт на обратный курс. А так как источник повреждений находился в центральной части самолёта около крыльев, то топливо самолёт начал терять ещё в первый момент начала разворота.

Расположение на обломке технологической нишиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пол салона разрушился. Пассажиры, груз, вещи начали выпадать из брюха летящего самолёта. При скорости не менее 350 км/час тела пассажиры ударялись о воду. Отсюда и большое количество фрагментов тел. Полуразрушенный фюзеляж возвращающегося к земле самолёта продолжал разрушаться под действием аэродинамических сил. И при его ударе о поверхность воды в 1,7 км от берега разрушенная конструкция фюзеляжа уже не могла надёжно защитить и сохранить жизни ещё оставшихся на борту пассажиров. Потеря пассажиров и грузов в передней зоне через проем в брюхе самолета (вторая дверь находится впереди перед крыльями) нарушила центровку самолёта. Потому и видел очевидец крушения самолёт перед ударом о воду с неестественно задранным вверх носом.

- Была еще версия, что пилот перепутал переключатели и вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки? Мог самолет от перегрузок лопнуть в воздухе?

- Все эти предположения строятся из посыла, что пилоты идиоты. Но они не идиоты. Шасси убираются в течение максимум минуты после отрыва от земли. Если вместо этого убраны закрылки, то крыло начинает терять подъёмную силу, и самолёт перейдет в положение носом к земле, а не вверх.

Кстати, сегодня в "КП" я прочел заметку, что на пляже в Сочи морем были выброшены обломки Ту-154 . В ней говорится, что среди найденного был сильно оплавленный вентилятор. Вот и делайте выводы – откуда вентилятору оплавиться, если на борту взрыва не было, самолет просто упал в море?

СПРАВКА

Чем отличается гибель Ту-154 в Сочи от похожих случаев

1. Аварийная посадка A320 на Гудзон . Январь 2009 года. Airbus A320-выполнял рейс из Нью-Йорка в Сиэтл. Через 1,5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц, из-за чего отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон (случай вошел в историю под названием "Чудо на Гудзоне").

Люди : Все 155 пассажиров и 5 членов экипажа спаслись.

Повреждение самолета : не разрушился, остался на поверхности воды, пассажиры ждали спасателей, стоя на крыльях.

2. Катастрофа Boeing 767 в Индийском океане . Ноябрь 1996 года. Авиалайнер вылетел из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Нигерию, через 20 минут был захвачен тремя террористами, которые потребовали лететь в Австралию и не слушая пилотов, что топлива на такой дальний перелет из Африки не хватит. Через 3 тыс. км топливо закончилось, и командир экипажа пошел на вынужденную посадку в полукилометре от Коморских островов в Индийском океане.

Люди : Из 163 пассажира и 12 членов экипажа погибли 125 человек (включая угонщиков), 46 выжили (успели надеть спасательные жилеты).

Повреждение самолета : развалился на четыре части при ударе о воду и затонул.

3. Посадка Ту-124 на Неву . Август 1963 года. Пассажирский Ту-124 летел из Таллина в Москву. При взлете заклинило переднюю опору шасси. Вернуться было нельзя из-за тумана в Таллине. Решили садиться в ближайшем аэропорту - в Ленинграде. Когда самолет облетал город, вырабатывая топливо, остановился один из двигателей, затем второй. "Ту" пролетел чуть выше строящего моста и приводнился на Неву напротив Александро-Невской лавры.

Люди : Все 45 пассажиров и 7 членов экипажа выжили.

Повреждения самолета : получил пробоины и затонул. Потом его вытащили и использовали как тренажер.

4. Посадка Ил-12 на Волгу . Апрель 1953 года.Ил-12 выполнял рейс Москва-Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани. При подлете к Казани над Волгой в райне Речного порта самолет влетел в стаю уток. Одна попала в двигатель, другая врезалась в кабину пилотов. Экипаж выполнил аварийную посадку на реку.

Люди : Все 18 пассажиров и 5 членов экипажа были живы после посадки, но один человек утонул при эвакуации.

Повреждения самолета : не разрушился, стал медленно тонуть. Позже его достали, но через месяц списали.

5. Катастрофа Ту-154 в Черном море . Декабрь 2016 года. Самолёт российских ВВС Ту-154 выполнял рейс из Москвы в Сирию. Сел в Сочи для дозаправки. После вылета упал в море через 70 секунд, успев пролететь 1700 метров и набрать высоту в 250 метров.

Крушение Ту-154 над Черным морем. Инфорграфика.Фото: Рушан КАЮМОВ

Люди : Погибли все находившиеся на борту 92 человека - 84 пассажира и 8 членов экипажа. По свидетельству водолазов - участников поисковой операции, целых тел было мало.

Повреждения самолета: "«Самолет при ударе о водную поверхность и последующим дном Черного моря практически полностью разрушился", - сообщил на совместной пресс-конференции Минобороны и Минтраса 29 декабря 2016 года министр транспорта Максим Соколов. Обломки обнаружили на дне Чёрного моря на глубине 25 метров, радиус разброса - 500 метров. Также на пресс-конференции прозвучала версия, что взрыва на борту не было, но "могло иметь место механическое воздействие". Расследование продолжается.

Поделиться видео </> x HTML-код

Специалисты работают с обломками Ту-154 в Сочи. Их раскладывают прямо на улице и тщательно изучают.

МЕЖДУ ТЕМ

Последние слова экипажа разбившегося Ту-154: «Закрылки, с...ка! Командир, падаем!»

Основной бортовой самописец (который еще называют «черным ящиком») разбившегося в воскресенье под Сочи самолета Минобороны Ту-154 был обнаружен телеуправляемым подводным аппаратом «Фалкон» 27 декабря. Подводный робот нашел его в 1600 метрах от берега на глубине 17 метров (подробности)

ЕЩЁ МНЕНИЕ

Эксперт «КП» - о возможной ошибке пилота военного Ту-154: «Рычаги шасси и закрылков перепутать трудно»

Какие на самом деле действия в последние секунды перед катастрофой выполняли пилоты рухнувшего в Черное море Ту-154, никто уже, наверное, не узнает. Зафиксированные бортовыми самописцами переговоры между командиром воздушного судна и его помощником сразу после взлета свидетельствуют о возникших проблемах с закрылками – они оказались убранными и, как следствие, самолет потерял подъемную силу. Это, уверены эксперты, спровоцировало переход Ту-154 в запредельный угол атаки - тот резко потерял скорость (подробности)

Стена памяти: Экипаж и пассажиры военного самолета Ту-154

Поделиться видео </> x HTML-код

Спасатели извлекают обломки Ту-154 из Черного моря. Напомним, самолет потерпел крушение 25 декабря. Он направлялся на российскую авиабазу Хмеймим в Сирии. На борту находились 92 человека, из которых восемь - члены экипажаВладимир ВЕЛЕНГУРИН

Еще больше материалов по теме: «Под Сочи упал самолет Ту-154 Минобороны, летевший в Сирию»

Николай ВАРСЕГОВ @VarsegovN
СК СУ РФ по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по статье - причинение смерти по неосторожности двум лицам, сообщает «Тихоокеанская звезда» со ссылкой на пресс-службу СК СУ.
30.03.2017 Тихоокеанская звезда
В Хабаровском крае возбуждено уголовное дело по факту гибели двоих детей в результате пожара - ИА АмурПрессСледственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
30.03.2017 ИА АмурПресс
Умер второй ребенок, пострадавший при пожаре в Комсомольске-на-Амуре - AmurMedia.RuПо факту гибели двоих детей возбуждено уголовное дело В больнице Комсомольска-на-Амуре скончался второй ребёнок, пострадавший вчера во время пожара в многоэтажном доме.
30.03.2017 AmurMedia.Ru
Единороссы Хабаровска: Пока еще рано говорить о вине Владимира Стеблевского - AmurMedia.RuСтепень ответственности куратора партийного проекта, считают депутаты, должен решить суд Обсуждение вины главы МУП Хабаровска "Водоканал" Владимира Стеблевского является преждевременным.
29.03.2017 AmurMedia.Ru
Следственными органами Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
29.03.2017 Следственный комитет
40-летнего хабаровчанина подозревают в убийстве новорожденного, найденного в мусорном контейнере - СКР - ИА АмурПрессСледственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.
29.03.2017 ИА АмурПресс
Следственными органами Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.
29.03.2017 Следственный комитет
Наезд на Дзержинского: Машина, сбившая человека, была с тонировкой - KomCity.RuГИБДД озвучило подробности смертельного наезда, случившегося вчера в Комсомольске-на-Амуре.
29.03.2017 KomCity.Ru
Обвиняемый убедил пятерых знакомых оформить на себя кредиты на общую сумму порядка двух миллионов рублей, которые затем не вернул, инсценировав свое похищение,
29.03.2017 Тихоокеанская звезда
В Хабаровске раскрыто крупное мошенничесто с долговыми обязательствами - ИА АмурПрессВ Хабаровском крае закончено расследование уголовного дела по серии мошенничеств с долговыми обязательствами.
29.03.2017 ИА АмурПресс
Яма на улице Промышленной - AmurMedia.RuПредупреждающие знаки в этих местах обещали поставить в ближайшее время Огромные ямы привлекли внимание очевидцев на улицах Запарина и Промышленной в Хабаровске.
29.03.2017 AmurMedia.Ru
Страшной трагедией закончился пожар в многоэтажном доме в Комсомольске-на-Амуре - AmurMedia.RuОдин ребенок погиб, еще трое малышей отправлены в реанимацию городской больницы Из-за позднего обнаружения пожара в одной из квартир многоэтажного дома в Комсомольске-на-Амуре пострадали дети.
29.03.2017 AmurMedia.Ru
Сотрудники уголовного розыска УМВД России по г. Хабаровску совместно с патрульными экипажами задержали троих подозреваемых в открытых хищениях у прохожих сотовых телефонов на общую сумму порядка 20 тысяч рублей.
30.03.2017 УМВД по Хабаровскому краю
ТАСС: МВД предлагает на должность главы ГИБДД начальника УМВД по Хабаровскому краю - AmurMedia.RuПо данным собеседника агентства, кандидатура Михаила Черникова находится на согласовании МВД России предлагает на должность начальника Госавтоинспекции руководителя управления МВД по Хабаровскому краю Михаила Черникова.
30.03.2017 AmurMedia.Ru
Готовность сил и средств Хабаровского края к реагированию на сезонные риски проверил заместитель министра Владлен Аксёнов - МЧС по Хабаровскому краю29 марта в Хабаровский край с рабочей поездкой прибыл заместитель главы МЧС России Владлен Аксёнов.
30.03.2017 МЧС по Хабаровскому краю
Умер второй ребенок, пострадавший при пожаре в Комсомольске-на-Амуре - AmurMedia.RuПо факту гибели двоих детей возбуждено уголовное дело В больнице Комсомольска-на-Амуре скончался второй ребёнок, пострадавший вчера во время пожара в многоэтажном доме.
30.03.2017 AmurMedia.Ru
СК СУ РФ по Хабаровскому краю возбуждено уголовное дело по статье - причинение смерти по неосторожности двум лицам, сообщает «Тихоокеанская звезда» со ссылкой на пресс-службу СК СУ.
30.03.2017 Тихоокеанская звезда