— Изабелла Валентиновна, в прошлом году жителям Тугуро-Чумиканского района вновь пришлось столкнуться с веерными отключениями, в начале декабря в районе вообще был введен режим ЧС из-за проблем с электроснабжением. В чем причина нестабильной работы и как реагировали на это жители?
— Думаю, наибольшее число отключений прошлого года было связано с плановым ремонтом всех объектов электроснабжения Чумикана, который начался в июле сразу после открытия навигации. Как вы знаете, без такой подготовки в районах нормально пройти отопительный сезон просто нельзя.
Работа была проведена очень большая, мы затратили порядка 16 млн рублей из районного и краевого бюджетов на эти цели, но зато выполнили все, что наметили. Отремонтировали четыре дизель-генератора, систему охлаждения на ДЭС села Чумикана, провели ремонт и частичную реконструкцию ЛЭП, а также ремонт 11 трансформаторных подстанций. А позже мы направили около 6 млн рублей на ремонт кровли дизельной подстанции.
Как бы нам ни хотелось, но избежать отключений в таких условиях невозможно. Даже чтобы починить кровлю на подстанции, потребовалось отключать генераторы, так как во время работы поднимается дым и строителям тяжело работать на крыше. Сразу скажу, обо всех отключениях были заранее и в обязательном порядке проинформированы руководители всех учреждений и предприятий района, а также главы всех поселений, потому что именно они работают непосредственно с жителями.
Вторая причина перебоев в электроснабжении связана с нашими климатическими условиями. Каждый год в ноябре-декабре у нас хозяйничают сильные штормовые ветра, и по этой причине электроснабжение может неожиданно прерваться. Для Чумикана и в целом для Тугуро-Чумиканского района это, к сожалению, норма, и прошедший год не стал исключением. В начале декабря после прихода мощного циклона в районе был введен режим ЧС. Не обошлось без веерных отключений, которые иногда растягивались на несколько часов. Но фактов, которыми делились жители Чумикана с вашим агентством о том, что им якобы пришлось сидеть три дня без света, зарегистрировано не было! Никто из жителей не сообщал об этом ни в сельскую, ни в районную администрацию. Вообще хочу отметить, что мы как могли старались оперативно реагировать на все случаи отключений.
— Как вы оцениваете работу своего коммунального предприятия МУП ЖКХ "Восход"?
— Конечно, вопросы к его работе были, не без этого. Но поскольку для нас электроснабжение — это вопрос №1, то мы всегда держим его под контролем, на каждом заседании и планерке все текущие проблемы МУПа рассматривали и решали.
— А как получилось, что в декабре в разгар осенне-зимнего периода вышли из строя генераторы в Чумикане?
— Во время зимних циклонов нагрузка на оборудование резко возросла, и два дизель-генератора ее попросту не выдержали. Я хочу добавить пару слов для большей ясности. Еще в июле прошел конкурс на поставку одного резервного дизель-генератора, но поставщик нас сильно подвел. Генератор оказался поврежден во время транспортировки, и поставщик отправил его на завод производителю. Мы и так из-за 44 ФЗ потратили на оформление заявки достаточно времени, а тут по вине поставщика мы потратили его еще больше, так что временного запаса на то, чтобы исправить ситуацию, уже не осталось. Вот так и вышло, что в октябре навигация в нашем районе закончилась, а мы остались без резервного генератора. Сейчас мы ведем работу по расторжению контракта с этим поставщиком.
— В каком состоянии генераторы сейчас?
— На большом генераторе ДГ-800 ремонт уже проведен, на второй машине будет проведен в ближайшее время, так как все поставки до района дошли. Могу заверить, что сейчас проблем с электроснабжением нет.
— Почему тогда не снят режим ЧС?
— Потому что ремонт не завершен, и одного дизель-генератора в рабочем строю по-прежнему нет. Не дай бог, поднимется сильный ветер, и случится опять что-нибудь чрезвычайное. Лучше дождемся февраля, когда резервный дизель-генератор будет в рабочем состоянии, и тогда уже и подумаем о снятии режима ЧС.
— Как вы оцениваете состояние электрохозяйства вашего района?
— Думаю, ни для кого не секрет, что начиная с 90-х годов состояние объектов электроснабжения постепенно ухудшалось, дойдя к середине 2000-х годов просто до удручающего уровня. Это происходило по всей стране, но особенно остро этот вопрос стоял на северах, в изолированных районах, отрезанных из-за бездорожья от Большой Земли на долгие месяцы. Так было и в нашем Тугуро-Чумиканском районе, и, видимо, по этой причине сейчас речь не идет о том, чтобы просто подлатать какие-то объекты электроснабжения — везде требуется капитальный ремонт или замена. А они стоят денег. К примеру, ремонт изношенных сетей в одном только Чумикане стоит 80 млн рублей, а если мы говорим обо всем районе, то цифра будет намного больше.
Руки мы, тем не менее, не опускаем, потому что в последние пять-шесть лет ситуация серьезно изменилась к лучшему. Я 20 лет проработала на муниципальной службе и скажу честно, не могу припомнить, когда бы еще уделялось столько внимания к решению наших проблем с энергоснабжением. Все сколько-нибудь важные мероприятия, будь то закупка дизель-генераторов или капремонт сетей, не обходились без участия краевого бюджета и помощи министерства ЖКХ. В 2013 году из краевого бюджета мы получили 20,5 млн рублей, в 2014 году — более 11 млн рублей, в 2015 году — более 2 млн рублей, а в 2016 году была запланирована сумма 9,5 млн рублей. Это не учитывая расходов краевого бюджета на завоз дизельного топлива и угля, на которые в 2015-2016 году было потрачено около 290 млн рублей.
Конечно, всем хочется, чтобы было все и сразу, но мы реалисты и трезво смотрим на жизнь. Раз на все пока не хватает средств, то, значит, будем обновляться постепенно. Зато есть время на то, чтобы все хорошо обдумать и просчитать эффективность каждого сделанного шага и каждого вложенного рубля.
Наш канал в Telegram