Пенсию вполне реальную оформляют виртуально

Ирина Звержеева: «В Хабаровском крае на размер пенсии влияет и более высокий уровень заработной платы» В Хабаровском крае, как и по всей стране, сейчас активно внедряются электронные услуги. В их числе и те, которые значительно упрощают процесс оформления пенсии. «Мы стараемся максимально освободить человека от необходимости ходить по кабинетам и терять время в очередях», - говорит управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю Ирина Звержеева.
- Ирина Гаврииловна, сейчас в приоритете государства строительство «электронного общества». Как в эти реалии встроена работа Пенсионного фонда?
- Мы стараемся быть в лидерах по использованию новых технологий и ставим их на службу нашим клиентам. Любой человек может выбрать наиболее удобную для себя форму обращения за услугами Пенсионного фонда. Мы предлагаем как традиционные способы, так и самые современные.
Подразделения Пенсионного фонда есть во всех районах края. В то же время в общении с клиентами, у большинства из которых - дефицит свободного времени, мы нацелены на переход к виртуальному офису. Задача - предоставить землякам любые способы удаленной связи со специалистами ПФР, начиная с телефона. При этом у клиентов должна оставаться возможность получить полный набор услуг. Сейчас мы консультируем граждан по многоканальному телефону контакт-центра отделения, по телефонам горячей линии, работающей в каждом территориальном органе ПФР края, по скайпу, через онлайн-приёмную на сайте ПФР, в социальных сетях.
Есть, конечно, сложности с удаленной идентификацией, но эта проблема постепенно решается. Со второй половины января мы запустили пилотный проект «Телефонное информирование по кодовому слову». Жители края могут по телефону получить информацию, содержащую персональные данные о своих пенсионных и социальных правах. Законодательство запрещает передавать такие сведения по телефону, т. к. они могут быть доступны для третьих лиц. Поэтому, чтобы иметь возможность дистанционно получать информацию, содержащую персональные данные, нужно заполнить соответствующее заявление, указав в нем своё секретное кодовое слово. Заявление можно подать при обращении за любой услугой в клиентскую службу, в том числе в ходе выездных приемов специалистов ПФР. После этого гражданин, обратившийся по телефону к специалисту ПФР, будет идентифицирован по кодовому слову и получит интересующую информацию. Она может содержать сведения из выплатного дела о размере пенсии и других социальных выплатах.
- Избавляют от хождения по кабинетам, прежде всего, электронные услуги. У Пенсионного фонда их множество. Но не получается ли так, что пенсионеры, которые не всегда дружат с компьютером, не могут воспользоваться ими?
- Чтобы приобщить старшее поколение к получению электронных государственных услуг, отделение с 2010 года вместе с волонтерами участвует в организации бесплатных компьютерных курсов для пенсионеров. А с 2015 года в региональной социальной программе появилось новое направление, которое софинансирует ПФР, - обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Здесь нашим соратником и активным пропагандистом компьютерной грамотности среди представителей старшего поколения выступает региональное отделение Союз пенсионеров России. В его планах - участие жителей края во Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров.
- Не приведет ли повсеместное использование дистанционных электронных услуг к закрытию клиентских служб?
- Однозначно, нет. Потому что личное общение - это самый эффективный способ контакта с нашими клиентами. И по-прежнему очень востребованный. Ежегодно за услугами ПФР в Хабаровском крае обращаются около полумиллиона человек (практически каждый второй житель). Сейчас в крае в активной фазе идут процессы централизации управления и реструктуризации территориальных органов. Ряд функций передаются по вертикали вверх, но на местах, в каждом районном центре незыблемо остаются клиентские службы для граждан.
Они оборудованы по единому стандарту с учетом требований государственной программы «Доступная среда» и работают в ежедневном режиме с 9 до 18 часов.
Пенсию можно увеличить -
было бы желание
- Наверное, чаще всего в Пенсионный фонд приходят с вопросам о пенсии?
- Да, их обычно поступает больше, чем по другим темам. Всё-таки треть жителей Хабаровского края - пенсионеры, получающие свои выплаты через ПФР. Ежегодно назначается около 20 тысяч новых пенсий, более 200 тысяч пересчитываются по разным основаниям (переезд, изменение группы инвалидности и т. п. ). Стоит отметить, что пенсионный процесс полностью автоматизирован с использованием единых для всей России современных программно-технических комплексов. Это позволяет осуществлять контроль за сроками и правильностью установления пенсий на всех уровнях, вести электронный архив, обмениваться с другими регионами электронными пенсионными делами при переезде пенсионеров, чтобы обеспечить им бесперебойную выплату пенсий.
- Отличается ли размер пенсии в Хабаровском крае от среднероссийского показателя? Если да, то почему?
- После индексации, проведенной с 1 февраля текущего года, средний размер страховой пенсии по старости в крае составляет более 16,073 тысячи руб. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в России - 13,62 тысячи рублей.
Наша особенность в том, что большая часть территории Хабаровского края относится к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним. Поэтому у нас 46 процентов страховых пенсий по старости назначается досрочно - на пять лет ранее общеустановленного пенсионного возраста. На размер пенсии влияет и более высокий уровень заработной платы в связи с применением районного северного коэффициента за факт проживания в сложных климатических условиях. Если же полностью выработан северный стаж, то пенсия назначается с учетом надбавок: повышенного соотношения заработков, фиксированной выплаты в более высоком размере.
Вместе с тем, если человек принимает решение о назначении пенсии в 50 лет, её размер будет значительно меньше, чем у тех, кому она назначается позже. Мы объясняем людям преимущества нормы закона об отложенном назначении пенсии, к сожалению, пока не часто используемой, но выгодной для населения, особенно для досрочников.
- В чем эти преимущества?
- Если человек продолжает трудовую деятельность и не обращается за назначением пенсии, он зарабатывает дополнительные бонусы в виде «премиальных» пенсионных баллов. В результате пять лет работы за пределами пенсионного возраста увеличат размер пенсии на 40 и более процентов.
Конечно, досрочная пенсия - это льгота, предоставляемая государством. Но надо иметь в виду, что при обращении за пенсией досрочно, пенсионных прав, объективно, сформировано меньше, чем у того, кто выходит на пенсию в общеустановленном возрасте. Поэтому в момент назначения у «досрочника» пенсия всегда меньше.
Конечно же, после назначения пенсии можно продолжать работать, что и делают 87 процентов новоиспеченных пенсионеров-досрочников. Но ежегодный перерасчет пенсии для работающих пенсионеров осуществляется с заработной платы, не превышающей трех минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). С учетом стоимости одного балла (в 2017 г. - 78,28 руб.) - это чуть более 200 руб.
А вот если бы пенсия не была назначена, в этом случае и пенсионные права формировались бы со всего заработка (в пределах взносооблагаемого), и премиальные коэффициенты были бы применены при назначении пенсии.
(Чтобы лучше представить возможный результат, смотрите два варианта в таблице.)
Думай о пенсии смолоду
- Как можно повлиять еще на размер будущей пенсии?
- Это нужно делать с первого дня трудовой деятельности. Надо выбирать работодателя, который платит официальную заработную плату, потому что только в этом случае все пенсионные права учитываются в полном объеме. Конечно, надо контролировать работодателя, изучать информацию своего индивидуального лицевого счета в личном кабинете гражданина на сайте ПФР.
Отделением налажен электронный информационный обмен с архивными органами края, службой занятости, органами ЗАГС, медико-социальной экспертизы, силовыми ведомствами. Отделение в рамках электронного документооборота развивает социальный проект с работодателями, которые предоставляют в Пенсионный фонд документы, необходимые гражданину для оформления пенсии. Человеку останется лишь подать заявление о её назначении.
Сейчас отделение участвует в пилотном проекте, предусматривающем назначение пенсии только по данным персонифицированного учета. Наша задача - заранее ознакомить граждан с информацией индивидуального лицевого счета, где зафиксированы пенсионные права, сформированные на протяжении трудовой деятельности каждого работающего гражданина. Именно эта информация определяет будущий размер пенсии.
- В чем суть этого проекта?
- Для граждан новшество заключается в том, что процесс назначения пенсии сводится к трем действиям: зашел, назначили, получай. Теперь достаточно быть зарегистрированным на портале госуслуг, чтобы иметь доступ в личный кабинет на сайте ПФР. В нем представлена информация о страховом стаже, заработке, баллах. После получения доступа к своим персональным данным каждый может оценить их полноту и достоверность, уведомив об этом ПФР личным письменным согласием. И статус пенсионера можно оформить, не выходя из дома, независимо от места проживания.
Граждане с высоким уровнем правовой и, соответственно, пенсионной грамотности, в режиме онлайн держат на контроле то, как формируется их будущая пенсия. Они постоянные посетители своего личного кабинета, поэтому знают, сколько страховых взносов перечислил за них работодатель, какое количество баллов прибавилось за год. Каким бы был размер пенсии, будь она назначена в текущем году с учетом разных жизненных ситуаций