Кузница рабочих рук для «умных фабрик»

Сотрудничеству педагогического сообщества и работодателей была посвящена одна из самых интересных и многолюдных площадок. Здесь говорили о том, как воспитать специалистов, которые будут нужны предприятиям, причем не только сегодня, но и через десять и даже через пятьдесят лет.
Прогресс не стоит на месте, мир находится на пороге четвертой промышленной революции или «Индустрии 4.0». Авторы идеи считают, что новый виток развития будет вызван активным внедрением информационных технологий (так называемых киберфизических систем, или CPS) в производственные процессы.
О том, как будет развиваться автоматизация производства, какие специалисты понадобятся экономике, рассказал Илья Тонких - руководитель Академии DMG MORI, международный эксперт WSR по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ».
- В основе «Индустрии 4.0» заложена идея «Интернета вещей» - единой сети, которая соединяет окружающие нас объекты реального мира и виртуальные, - говорит Илья Тонких. - Предполагается, что в будущем «вещи» станут активными участниками бизнеса, информационных и социальных процессов, где они смогут общаться между собой, реагируя и влияя на процессы, происходящие в окружающем мире, без вмешательства человека. Например, автомобиль, получив и обработав информацию об износе тормозных дисков, сможет самостоятельно проинформировать завод-поставщик о замене. Интернет будет связан с искусственным интеллектом. Для производства способность различных компонентов общаться через сеть открывает невероятные перспективы. В «умных фабриках» машины будут понимать свое окружение и общаться по единому сетевому протоколу между собой, а также с логистическими и бизнес-системами поставщиков и потребителей. Производственное оборудование, получая сведения об изменившихся требованиях, сможет само вносить корректировки в технологический процесс. В результате производственные системы способны к самооптимизации и самоконфигурации, оборудование будет проводить самодиагностику, произойдет дальнейшее повышение индивидуализации продукции.
«Индустрия 4.0» благодаря гибкости и адаптивности, обеспечиваемой киберфизическими системами, поможет реализовать массовое производство по индивидуальным заказам, что позволит снизить цену продукции. Классические методы организации производства предполагали, что поточным методом можно изготавливать только большие партии товаров. Благодаря новым принципам организации производственных процессов становится возможным индустриальным способом изготавливать и единичные изделия.
Еще одно важное звено «Индустрии 4.0» - цифровое производство. Это интегрированная компьютерная система, включающая в себя средства численного моделирования, трехмерной (3D) визуализации, инженерного анализа, предназначенные для разработки конструкции изделий и технологических процессов их изготовления. Данная технология также позволяет моделировать производственные процессы, оптимизировать технологии до начала выпуска продукта.
Считается, что лет через десять 3D-технологии можно будет использовать уже не только для моделирования, но и для создания промышленной серийной продукции. Собственно, уже сейчас скорость некоторых 3D-машин позволяет обогнать традиционное производство при создании мелких серий товаров. При этом уже достаточно примеров «несерийного» создания различных сложных продуктов. Так, с помощью 3D-принтеров созданы не только относительно «простые» железнодорожные шпалы, более «сложные» протезы, но даже беспилотный самолет. Пока массовое производство сдерживает дороговизна оборудования для 3D-моделирования. Но понятно, что по мере роста массовости технологии цена 3D-принтеров будет стремительно снижаться.
Фактически речь идет о новом поколении систем, стратегий и технологий оптимизации труда и снижения издержек. На производстве будет внедрен комплекс технологических решений по управлению жизненным циклом изделия. Это позволит в режиме реального времени систематизировать и анализировать все производственные процессы - от оценки спроса на продукт до его утилизации.
- На данный момент это может показаться чем-то неосуществимым или, как минимум, возможным лет через пятьдесят, - говорит Илья Тонких. - Но на самом деле такие заводы уже существуют, описанные системы внедряются в производство и набирают всю большую популярность. К примеру, в Москве работает сервис, изготавливающий обувь по индивидуальным параметрам. Клиент может на сайте выбрать дизайн, материал, цвет, размер, указать личные пожелания. И такую обувь изготовят в течение двух дней. Разве можно было представить подобное лет 20 назад? Что на конвейерном производстве будут оперативно изготавливать индивидуальные заказы? Все это необходимо учитывать при подготовке кадров.

Сегодня в колледжах Германии, которые совместно с градообразующими предприятиями реализуют проект «Индустрия 4.0», появляются новые направления подготовки. Среди них - «Управление технологиями и создание добавочной стоимости», «Виртуализация», «Облачные сервисы», «Интернет вещей», «Умная фабрика». Очень много внимания уделяется «Интернету безопасности».
- При этом в Германии используют систему дуального образования. У нас по этой системе ранее проводилась подготовка кадров. Это всем известный втуз. Только мы про нее забыли, а западные страны позаимствовали идею у нас и активно применяют. Система признана самой эффективной с точки зрения кооперации между учебным заведением и предприятием, - говорит Илья Тонких.
Сегодня система подготовки выпускников должна быть встроена таким образом, чтобы между собой взаимодействовали заказчик и исполнитель. Причем в качестве заказчика выступает конкретное предприятие, которому требуются высококвалифицированные кадры, а исполнителя - учебное заведение, которое эти кадры готовит.
- Также один из ключевых моментов - учебная фабрика должна использоваться для повышения квалификации и переподготовки сотрудников. Это главная суть учебного заведения - готовить кадры нового формата. Сейчас технологии внедряются очень быстро. Поэтому зачастую, пока студент осваивает специальность 3-5 лет и изучает определенную систему, за это время создаются уже новые технологии. Поэтому если мы не будем проводить переподготовку граждан, система станет утопической, - убежден Илья Тонких.
Этого же мнения придерживается председатель комитета по труду и занятости населения правительства Хабаровского края Андрей Сухоруков.
- Для того чтобы система образования могла учитывать меняющиеся требования к квалифицированным кадрам, она должна из догоняющего характера перейти к опережающему, - говорит он. - Актуален вопрос привлечения работодателей к оценке качества подготовки выпускников и к участию в разработке и реализации образовательных программ. При таком комплексном подходе работодатели получат специалиста необходимой квалификации, готового приступить к работе сразу после получения диплома. При этом образовательные учреждения будут осуществлять подготовку специалистов, востребованных на рынке, что существенно повысит авторитет и престиж учебного учреждения.
Анна МЕШАЛКИНА.

 
По теме
Юлия Котолевская (слева), Любовь Мороз (в центре) и Ирина Шеремьёва считают, что модельная библиотека может изменить жизнь целого поселения Последнее время жительница Эльбана Ирина Бондаренко зачастила в библиотеку.
Чудеса случаются - Районная библиотека В рамках проекта «Расскажи мне сказку» (сказкотерапия, для детей с интеллектуальными нарушениями) АНО ПКИ «Лига Книголюбов» был организован и проведен конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой».
Районная библиотека
Талантливых артистов выпускает Детская школа искусств района имени Лазо - Министерство культуры Фото: Пресс-служба министерства культуры края В рамках выездного расширенного заседания правительства края под руководством губернатора Михаила Дегтярева одно из старейших учреждений культуры района имени Лазо – Детск
Министерство культуры