За 2016 год РЖД выявили более 110 тыс. повреждений, нанесенных вагонам при разгрузке в портах, а за первое полугодие 2017 г. - более 50 тыс., 90% из них «дефицитные» полувагоны. По версии компании, основная причина - использование грейферов.
Порты заинтересованы в минимизации повреждений, при том, что оборудование стоит дорого: от $1-3 млн за специальный манипулятор (их нужно 2-15 единиц) до 10 млрд руб. за комплекс с вагоноопрокидывателями.
На перевалку угля с помощью грейферов приходится около 52% погрузки (от 138 млн т экспорта угля в 2016 г.). Как правило, такой способ используют универсальные порты, грузовая база которых менялась с течением времени или может меняться в будущем. Например, Новороссийский морской торговый порт, Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге, Мурманск, Владивосток.
Повреждения вагонов от грейферов могут составлять от 2 до 12% - это зависит от технологии работы порта, квалификации работников и размера грейфера (небольшие безопаснее).
Парк приема-отправки груза с вагоноопрокидывателями требует не только существенных инвестиций, но и территорий для строительства железнодорожных подходов. Близость города, историческая застройка зачастую не позволяют этого сделать - в Новороссийске, Находке, Мурманске, Владивостоке, Санкт-Петербурге.
По материалам: «Морские вести»