В 1 квартале 2018 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю рассмотрено 192 обращения на действия кредитных и страховых организаций, из них 54 письменных.
Большая часть обращений от потребителей направлена на несогласие с действиями кредитных организаций, связанные с заключением и исполнением кредитных договоров. Значительную долю таких обращений составляют жалобы на навязывание потребителям услуги по подключению банком заемщиков к программам страхования жизни, здоровья, потери трудоспособности. Остается актуальным вопрос к работе банков и коллекторских агентств при истребовании кредитной задолженности.
По результатам рассмотрения обращений в отношении банков проведено 6 административных расследований, составлено 12 протоколов об административных правонарушениях.
Установлены нарушения прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых финансовых услугах и включение в договоры условий ущемляющих, установленные законом права потребителей.
Так в местах оказания услуг отсутствует информация:
- об условиях страхования с описанием программы страхования, представленных страховыми компаниями;
- о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа).
В заявлениях на присоединение к программе страхования жизни и трудоспособности заемщиков кредитов предусматривается, что действие договора страхования может быть досрочно прекращено по его желанию, при этом возврат страховой платы или ее части при досрочном прекращении договора страхования не производится. Указанное не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку п.1 Указания Банка России от 20.11.2015 N 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" закреплено, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, страховщик возвращает страхователю уплаченную страховую премии в порядке, установленном настоящим Указанием.
При реализации полномочий, предусмотренных ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", Управление Роспотребнадзара по Хабаровскому краю вступило в 4 гражданские дела по искам потребителей для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По 2 делам требования потребителей удовлетворены, остальные находятся на стадии рассмотрения судебными органами.
В рамках работы общественной приемной Управления Роспотреббнадзора по Хабаровскому краю и «горячей линии» 34 потребителям даны разъяснения по поставленным ими вопросам.
Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» даны разъяснения по 104 обращениям граждан. Оказана помощь в составлении претензий (заявления) 7 обратившимся.
Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю продолжает работу, направленную на защиту потребителей финансовых услуг, в связи с чем граждане могут обратиться в Общественную приемную Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в среду с 14-00 до 16-00, в пятницу с 10-00 до 12-00, по адресу г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д.109б, телефон: 27-18-75.
Получить консультацию и помощь в составлении претензий и исков можно в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» в г. Хабаровске с понедельника по пятницу с 09-00 до 13-00 и с 14-00 до 17-00 по адресу: г. Хабаровск, ул. Тургенева д.62, телефон: 30-25-70.