Стажировочные площадки дают уроки демократии

Экологическая акция в МБОУ «Экономическая гимназия», г. Хабаровск Хабаровский край отмечен как один из лучших регионов по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, в том числе по моделям государственно-общественного управления образованием (ГОУО). Создана федеральная стажировочная площадка на базе Хабаровского краевого института развития образования (ХК ИРО). В ее составе - 29 образовательных организаций края.
Представляем вам несколько стажировочных площадок, которые успешно распространяют различный опыт моделей ГОУО.
Как школьники меняют мир
В 2011 году школа № 23 г. Комсомольска-на-Амуре стала федеральной стажировочной базовой площадкой по распространению модели государственно-общественного управления образованием. Она получила свое развитие как «Школа «Успешных учеников».
Около 240 педагогов и управленцев образовательных организаций Хабаровского края и 800 представителей других регионов России - Республик Саха (Якутии) и Бурятии, ЕАО, Сахалинской, Свердловской, Ленинградской областей, Камчатского и Приморского краев - теперь знают, как осуществляется управление школой на примере модели ГОУО школы № 23.
- Все праздники у нас отмечаются добрыми делами, - рассказывает директор Любовь Паздникова. - К рождественскому балу прошла благотворительная ярмарка в помощь ученику, который пострадал в автомобильной аварии. Перед сретенским балом проводится сбор вещей для Дома ребенка, которые торжественно дарят во время бала.
Еще одно направление работы посвящено 70-летию Победы. Каждый кадетский класс строит макет трех битв Великой Отечественной войны. Ребятам пришлось изучить много нового исторического материала, продумать технические нюансы, чтобы достойно решить эту задачу. Зато спроси сегодня у любого ученика о той или иной битве - расскажет удивительные подробности.
Несмотря на то, что школа № 23 - это школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, тягу к науке здесь только поддерживают и поощряют. Школа техники будущего «МирИнТех» собирает любознательных ребят, которые открывают мир нанотехнологий, снимают фильмы, знакомятся с научными разработками студентов Комсомольского-на-Амуре технического университета, на станках вытачивают детали, конструируют на 3D-принтере собственные изделия.
В детской организации «Спектр плюс» вырезают из огромных кусков поролона облачение для персонажей школьных постановок, дорисовывают последние штрихи кукольным масленицам, берут видео-интервью для школьной телепередачи, готовят творческие отчеты.
И всегда рядом - педагоги, родители, члены управляющего совета школы. Рядом с ними ребята не боятся проявлять инициативу, их не пугает новизна задач и обширность планов. Им интересно менять мир, активно включаясь в самые разные сферы жизни.
Распространяем модель ГОУО: управляющий совет
- Гимназия восточных языков № 4 г. Хабаровска видит свою важнейшую роль в том, чтобы быть институтом гражданского общества, - отмечает директор гимназии Ирина Горлова. - Управляющий совет привлекает общественность к управлению образовательной организацией, обеспечивает механизм повышения качества образования, гарантирует соблюдение прав человека, организует опыт демократического поведения всех участников образовательных отношений.
С 2012 года гимназия - федеральная базовая площадка по теме «Государственно-общественное управление как фактор повышения качества образования - модель «Управляющий совет».
На базе гимназии прошли стажировку более 1485 руководителей и педагогов образовательных организаций Хабаровского края, Краснодарского края, Саратовской, Курской областей, Республики Саха (Якутия). Методическая команда разработала образовательную программу повышения квалификации руководителей образовательных организаций края и других регионов РФ. Во время стажировки слушателям предоставляется возможность познакомиться с моделью государственно-общественного управления гимназии, рассмотреть роль управляющего совета, слушателям предлагается разработать свою модель ГОУО.
Опыт гимназии в области государственно-общественного управления отмечен на различных конкурсах. Он принес победу на Всероссийском конкурсе «Лучший попечительский совет образовательного учреждения» и был представлен на городской научно-практической конференции «Слагаемые успеха», по итогам которой гимназия заняла второе место.
«Вместе в будущее»
Именно так пять лет назад в экономической гимназии г. Хабаровска назвали модель государственно-общественного управления образованием. Она представлена некоммерческой организацией «Хабаровский городской фонд поддержки экономической гимназии».
- Члены фонда работают над совершенствованием форм общественного участия в управлении гимназией, проводят в жизнь лучшие родительские инициативы, - рассказывает директор гимназии Кристина Бакалэ.
Основными направлениями работы стали: разработка стратегии гимназии, инновационная деятельность, профильное образование, развитие одаренных детей и другие.
Фонд поддерживает детскую инициативу и помогает реализации проектов, акций. Опыт в управлении гимназией позволил старшеклассникам войти в состав Молодежной общественной палаты при Хабаровской городской думе. Ученик 11-го класса Александр Гроссман - член краевого научного общества обучающихся, ученица 10-го класса Светлана Попова - председатель городского научного общества обучающихся.
Профили экономической направленности реализуются совместно с социальными партнерами: Хабаровской государственной академией экономики и права, Тихоокеанским государственным университетом, Банковской школой, ОАПО «ОТП Банком», Сбербанком и др. Проводятся мероприятия в научно-исследовательской и практической деятельности; ученики и преподаватели участвуют в совместных конференциях, программах, проектах, работе «Дебат клуба», Бизнес инкубатора ТОГУ, Ассамблее по предпринимательству.
Поём, танцуем, играем, управляем
Одна из задач управляющего совета средней школы № 18 г. Комсомольска-на-Амуре - организация внеурочной деятельности, которая дает ученикам и их родителям возможность выбора самых разных развивающих занятий. Благодаря управляющему совету взаимодействие школы и родителей стало более конструктивным, повышается открытость школы, расширяется социальное партнерство.
- Управляющий совет становится независимым экспертом, он принимает участие в анкетировании родителей и школьников, - говорит заместитель директора по научно-методической работе Елена Донских. - Члены совета определяют основные направления, отбирают программы и формы их реализации, составляют карты сетевого взаимодействия с предприятиями и организациями города. При этом разрабатываются и корректируются основные образовательные программы, составляются индивидуальные учебные планы обучающихся.
Этап непосредственной реализации программ невозможен без участия членов управляющего совета. Здесь они становятся экспертами и разработчиками.
В школе № 18 проходят «Малые олимпийские игры» и «Ярмарка талантов». На концертной площадке выступают хоровые, танцевальные, театральные коллективы, кружки художественной декламации, агитбригады и т. д. В выставочном центре дети становятся экскурсоводами, критиками, экспертами. На проектной площадке проходит защита исследовательских работ, стендовых докладов. На турнирной площадке каждый может принять участие в сеансе одновременной игры в шашки, шахматы и выиграть главный приз - набор шахмат, которые созданы детьми. Интересна экспериментальная площадка, где ребята на глазах у зрителей собирают движущиеся модели, ставят опыты по естествознанию, химии, показывают мастер-классы по флористике и пр.
Школа общественных управляющих
Одним из структурных составляющих органов ГОУО в детском саду комбинированного вида № 35 г. Комсомольска-на-Амуре стали творческие мастерские, которые работают по нескольким направлениям: здоровьеформирующие, игровые, проектные технологии.
- Это первый этап включения родителей или законных представителей, общественности в управление детским садом, - говорит заведующая детским садом Татьяна Дудко. - Его можно считать школой общественных управляющих.
Творческие мастерские - это объединение педагогов и родителей, общественности, в котором повышается их педагогическая компетенция при участии в управлении детским садом.
Благодаря мастерским растет интерес родителей к жизни детского сада, повышается их активность, развиваются механизмы управления и новые формы общественного участия в образовательной деятельности. В итоге формируется общественная команда, которая успешно пропагандирует инновационный опыт среди населения.
Путёвка в жизнь
В коррекционной школе-интернате № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями реализуется модель «Социальная интеграция воспитанников в общество».
- Наша школа занимается социализацией детей-сирот, которые имеют интеллектуальные нарушения в развитии, - говорит директор Ирина Жабицкая. - Значительную роль в этом играет система социально-трудовой подготовки и профориентации детей, которая выработана при участии попечительского и управляющего советов школы-интерната.
Трудовое обучение детей начинается с подготовительного периода и со временем преобразуется в допрофессиональный профильный или полипрофильный труд. С 7-го класса ребята изучают вторую специальность, близкую к основному профилю трудового обучения.
В школе-интернате создан центр трудового воспитания, где члены органов ГОУО участвуют в различных формах трудового воспитания, таких как моделирование ситуаций, ролевые игры, мастерские, ярмарки, трудовые десанты, летний труд и др.
Для учеников проводятся экскурсии на предприятия, которые организуются попечителями, членами управляющего совета. Активно работает служба постинтернатного сопровождения.
Школа-интернат активно работает с 19 организациями - социальными партнерами. Среди них - Хабаровский пограничный институт ФСБ России, Дальневосточный юридический институт МВД России, Дом ветеранов железнодорожного района, воинская часть № 34/59, компания «Авторадио», отдел опеки и попечительства мэрии г. Хабаровска, Хабаровская епархия Русской православной церкви и др.
Совместные усилия участников образовательных отношений направлены на обучение по профессиям «столяр строительный», «швея», на закрепление навыков самообслуживания и домашнего труда.
- Совместная деятельность с органами ГОУО помогает создать условия для социализации воспитанников, - говорит Ирина Жабицкая. - Это обоюдный процесс, в результате которого, с одной стороны, общественность включается в систему образовательных отношений, а с другой - в этой системе отношений представители общественности выступают как активные действующие субъекты.
Марина ЛИТВИНОВА.

 
По теме
В ходе предварительного следствия установлено, что с декабря 2023 года по январь 2024 года на стационарный телефон пенсионеров звонили незнакомцы, которые представлялись «внучкой» либо «дочкой».
В Хабаровском крае расширили программу "Земский доктор/фельдшер" - AmurMedia.Ru Теперь в ней могут принять участие фельдшера, акушерки и медицинские сестры при трудоустройстве во врачебные амбулатории региона Перечень должностей программы "Земский доктор/фельдшер" расширен в соответствии с приказ
AmurMedia.Ru
Наталья Вилимовская учит, как ухаживать за немощными людьми правильно Новая профессия «Помощник по уходу» не так давно появилась в Хабаровске.
Тихоокеанская звезда
Чудеса случаются - Районная библиотека В рамках проекта «Расскажи мне сказку» (сказкотерапия, для детей с интеллектуальными нарушениями) АНО ПКИ «Лига Книголюбов» был организован и проведен конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой».
Районная библиотека
Талантливых артистов выпускает Детская школа искусств района имени Лазо - Министерство культуры Фото: Пресс-служба министерства культуры края В рамках выездного расширенного заседания правительства края под руководством губернатора Михаила Дегтярева одно из старейших учреждений культуры района имени Лазо – Детск
Министерство культуры
Волшебная страна - театр - Районная библиотека 27 марта во всём мире отмечают всемирный День театра. Вот и ребята из МБОУ СОШ №1 были приглашены в необычное путешествие в волшебный мир театра.
Районная библиотека