Нет ничего более постоянного, чем временное и нет ничего более изменчивого, чем то, что нам кажется уже давно устоявшимся. Сфера образования – прямое тому доказательство. Только ты подумаешь, что все уже налажено и менять больше нечего, как приходят новые изменения. Разные. Но часто действительно необходимые. Как, например, преобразование ряда факультетов Тихоокеанского государственного университета в институты. Зачем это нужно и что принесет вузу реорганизация, рассказал директор Института социально-политических технологий и коммуникаций (еще недавно – Социально-гуманитарного факультета) профессор Илдус Ярулин.
– Илдус Файзрахманович, несколько лет назад в ТОГУ уже существовали не только факультеты, но и институты. Примерно в 2010 году произошла реорганизация, в результате которой остались только факультеты. А сейчас мы наблюдаем обратный процесс. С чем это связано?
– Действительно, еще несколько лет назад некоторые факультеты, входящие в состав ТОГУ, были преобразованы в институты. Однако по сути своей они так и оставались факультетами со свойственными им функциями и задачами. Это и стало основной причиной того, что в 2010 году было принято решение убрать институты из состава университета.
Но практика перехода на институты или высшие школы в составе университета уже много лет успешно применяется в крупнейших зарубежных вузах. Прижилась такая форма и в России. Сами названия структурных подразделений – Институты – говорят о том, что вуз расширяет границы, меняет профиль. Хорошо это или плохо? Это необходимо!
В первую очередь потому, что сегодня, в Дальневосточном федеральном округе, как и во всей стране, происходит «чистка» высшего образования. Из-за неэффективности один за другим закрываются вузы, потерявшие доверие ответственных властных структур, – просто необходимо создавать для молодежи условия, при которых они могли бы получить достойное и желанное высшее образование «дома». С этой задачей могут справиться только крупнейшие учебные заведения, зарекомендовавшие себя на рынке образовательных услуг. А ТОГУ здесь, как известно, в числе лидеров. Переход на систему институтов позволяет совершить переход от профильности – к многоформатности и возможности оказания образовательных услуг большему количеству абитуриентов.
Еще одной причиной реорганизации стало резкое сокращение контингента студентов и, как следствие, появление малочисленных факультетов. 250–350 студентов или 15–20 ставок профессорско-преподавательского состава больше соответствует масштабу одной крупной кафедры. В результате реорганизации и укрупнения численность студентов в институтах находится в диапазоне от 600 до 1300 человек. Количество кафедр сокращается в целом по университету, но при этом количество преподавательских ставок на каждой кафедре, как правило, не менее 10. Учитывая большой контингент студентов и увеличенное количество преподавателей, директор института является освобожденным работником и полностью концентрируется на вопросах управления и развития по всем направлениям деятельности института.
– Получается, что система управления вновь созданным институтом отличается от факультетской…
– В институтах на базе деканатов и специалистов кафедр формируются дирекции, подчиненные директору института и решающие все основные задачи по обеспечению работы кафедр и института. Следует отметить, что в рамках реорганизации было решено, что объединение происходит при условии, что все кафедры института должны размещаться в одном или, в крайнем случае, соседних зданиях. Таким же образом должен быть организован и учебный процесс. Меняется принцип назначения на должность руководителя. Раньше деканы факультетов избирались самими факультетами. Факультеты могли зарабатывать деньги, а цели университета, в худшем случае, игнорировать. Сейчас же директора институтов будут назначаться ректором, по согласованию с Учеными советами факультетов или институтов.
– Задачи нового института становятся шире?
– Возникновение в 90-е годы новых факультетов было связано с тем, что необходимо было зарабатывать деньги. Но не только. С самого начала перед этими факультетами ставились определенные задачи. Например, для журналистов – освещать научные достижения, для юристов – курировать вопросы собственности и интеллектуального права. Не все эти задачи реализованы до настоящего времени. Перед институтами ставится более обширный круг задач. Им необходимо заниматься и наукой международного уровня.
– А как эти изменения коснутся самую многочисленную часть «населения» университета – студентов?
– Для студентов практически ничего не меняется. Они, как и прежде, будут получать диплом Тихоокеанского государственного университета по выбранным направлениям бакалавриата и магистратуры.
– Давайте вернемся к СГФ, вернее теперь уже к ИСПТК. Как сейчас выглядит структура института?
– На сегодняшний день в состав института входят кафедра журналистики; кафедра рекламы и связи с общественностью; кафедра философии и культурологии; кафедра социологии, политологии и регионоведения; кафедра социальной работы и психологии; кафедра социально-культурного сервиса и туризма; кафедра русской филологии. Все они продолжают готовить студентов по тем же направлениям, что и раньше.
– Почему так сильно изменилось название? Логичнее было бы ожидать, что Социально-гуманитарный факультет превратится в Социально-гуманитарный институт. Как это произошло с Инженерно-строительным, Юридическим и Институтом архитектуры и дизайна. Однако, вы теперь возглавляете Институт социально-политических технологий и коммуникаций...
– СГФ был реорганизован в институт прежде всего из-за того потенциала, которым он обладает. Из названия ушла «гуманитарная» составляющая, а именно лингвистическая, поскольку все-таки наша изюминка – это социально-политический и коммуникативный блоки. От этого и отталкивались при определении новых задач. Например, созданный при институте Центр анализа социально-политических процессов в Дальневосточном федеральном округе призван объединить научный потенциал института для решения важнейших проблем, связанных с новым освоением Дальнего Востока. Речь идет об исследованиях в политической и социальных сферах, в частности, об исследовании проблем социально-политической, межэтнической напряженности как на старожильческих, так и на вновь осваиваемых территориях. Дальнейшее развитие института, возможно, будет связано с устранением дублирования в направлениях подготовки, возникшим в результате объединения ТОГУ и бывшего ДВГГУ.
– Завершая наш разговор, не могу не вспомнить о том, что исторически институт создавался в 1992 как Факультет подготовки иностранных студентов, для того, чтобы в ТОГУ появилась возможность обучения иностранцев. Как мы видим, спустя 25 лет задачи значительно расшились. Но ведь функция обучения иностранных студентов по-прежнему сохраняется, как она реализуется?
– Подготовка иностранных обучающихся в институте, конечно, будет продолжена. Но уже на новом уровне – не только через бакалавриат, но и через магистратуру и аспирантуру. Подготовка по магистерским программам ведется по направлениям «Зарубежное регионоведение (Азиатские исследования)» и «Социальная работа». В перспективе – открытие подготовки по магистерским программам «Журналистика», «Связи с общественностью» и «Туризм». Сейчас в Институте обучаются ребята из КНР, Республики Корея, Японии. В будущем мы надеемся на более широкое представительство студентов и из других стран.
Прочитать новый номер журнала «Мой университет» можно по ссылке
Или скачать здесь скачать (19.4 МБ)
Беседовала Дина Непомнящая.
Фото из архива редакции. Материал из журнала «Мой университет» №30.