Лучшие учителя края получат по 200 тысяч рублей

Учитель русского языка и литературы Наталья Травина по второму образованию - психолог, поэтому на основе наблюдений составляет тесты и опросники «Каждый ребенок - это маленькая звездочка. Нужно сделать все возможное, чтобы не дать ей потеряться в созвездиях социума, направить и помочь занять в них достойное место».
Так рассуждает один из лидеров конкурса на звание лучшего учителя Светлана Лифер. Победителей в этом году - девять, и еще девять призеров. Первые получают премию в размере 200 тысяч рублей, вторые - по 74 тысячи. Церемония чествования победителей и призеров конкурса среди учителей на получение денежного поощрения состоится в канун Дня учителя на торжественном приеме у губернатора Хабаровского края.
- В этом году в конкурсе приняло участие 30 педагогов из семи районов края, - говорит секретарь конкурсной комиссии Татьяна Петрунина. - Это учителя русского языка и литературы, географии, истории и обществознания и начальных классов, биологии, физической культуры и иностранного языка, математики. Среди них - три победителя национального проекта «Образование» (ПНПО), шесть участников или призеров краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края».
Участники представляют результаты своей проектной деятельности, работы с одаренными детьми, использования здоровьесберегающих технологий, элективные курсы и программы внеурочной деятельности. Нужно представить собственную методическую разработку - программу или мастер-класс, которые уже применяют на уроках.
- С 2014 года наша гимназия стала краевой экспериментальной площадкой по внедрению комплекса ГТО, - рассказывает учитель физкультуры гимназии № 9 Комсомольска-на-Амуре Ольга Дунникова. - Надо было менять подходы к планированию образовательных результатов, к отбору методов, форм и технологий обучения. Школьники должны додумывать тему урока, способы достижения целей. Каждый урок становится для ученика небольшим исследовательским проектом.
Ольга Дунникова - автор программ по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования в ее гимназии; а также по воспитанию и социализации обучающихся «Олимпийцы» и с интеграцией Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Она же проводит мастер-класс, на котором использует методы интеллект-карт на уроках физической культуры.
Учитель географии хабаровской школы № 80 Светлана Лифер создала программу «Я - бэкпекер», которая через различные интерактивные формы (учебная проектно-исследовательская деятельность, личностная траектория развития) развивает интерес к учебным предметам: математике, биологии, физике и географии. Программа имеет положительные отзывы педагогов, прошла экспертизу и размещена в электронных СМИ «Педсовет/pedsovet.org».
Система работы учителя русского языка и литературы хабаровского политехнического лицея Натальи Травиной называется «Технология встречных усилий на уроках русского языка как средство активизации познавательной и речевой деятельности учащихся». Ее задача - подготовить ученика, который умеет творчески мыслить, понимает смысл своих действий, отвечает за их последствия. В будущем это поможет добиваться успеха в проблемных ситуациях.
Артист, художник и спортсмен…
Сегодня педагог должен не только знать свой предмет, но и владеть множеством знаний: осваивать новые технологии, участвовать в педагогических конкурсах и фестивалях, сочетать в себе разумную доброту с требовательностью.
- Родители хотят иметь дело с успешным учителем, который имеет социальную ответственность, искреннее желание научить, - отмечает учитель математики лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Наталья Будлянская.
- На его уроках не может быть скучно, он знает, как кого заинтересовать, - считает Ольга Дунникова. - Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец, спортсмен… Он умеет шутить, но не панибратствует, он строг, но справедлив. Свой предмет он не отрывает от жизни и всегда проводит параллели с реальностью.
И все-таки, несмотря на все достижения прогресса, главное для учителя - быть духовным наставником, - подводит итог учитель русского языка и литературы Хабаровского политехнического лицея имени Героя Советского Союза И. И. Стрельникова Наталья Травина.
И это неудивительно. Ведь именно благодаря счастливой встрече с учителями-личностями наши герои когда-то выбрали свою профессию.
- Мама была учителем начальных классов, а папа - математики, - говорит Наталья Леонидовна Будлянская. - Уже в детстве я помогала маме проверять тетради, делать наглядные пособия к урокам, переписывала редкие методические пособия.
Учителем русского языка и литературы была и мама Натальи Травиной. Светлана Лифер вспоминает школьных учителей - Валентину Петрову, Елену Голубятникову, старшую пионервожатую Татьяну.
- С девяти лет я занималась плаванием у талантливого тренера Игоря Соболевского, - вспоминает Ольга Дунникова. - Наблюдая за тем, как он радуется успехам своих учеников, я решила стать учителем физкультуры.
У Натальи Будлянской в жизни были два незабываемых ярких педагога из школы № 1 Николаевска-на-Амуре. Это Наталья Кутше и Евгения Усыченко.
Наталья Травина вспоминает своего учителя русского языка и литературы Марину Третьякову. Ее занятия превращались в уроки жизни, тесно переплетенные с произведениями классической литературы.
О матклассах и русской
литературе с тревогой
Хороший учитель не замыкается в стенах класса, он имеет свое мнение на то, что происходит в его профессиональном мире.
- Очень тревожит предложенная новая концепция преподавания русского языка и литературы и примерная программа по литературе для старшеклассников, - говорит Наталья Травина. - Я думаю, при обсуждении этих вопросов обязательно нужно учитывать мнение нас, учителей. Есть те неизменные классические произведения, которые ни в коем случае не должны быть убранными или замененными в программе.
Наталью Будлянскую тревожит судьба математических классов.
- Их практически уже не осталось, часы на преподавание не находят, восполняют оплату за счет элективных курсов, а она неполноценная, да и программу приходится перекраивать, - говорит Наталья Леонидовна. - Матклассы ведь когда-то создавались в целях укрепления оборонной промышленности, потом необходимость в них несколько была утрачена. Сейчас опять взят курс на укрепление оборонноспособности, но инерция велика.
Учителей волнует нехватка времени, одной из главных причин они называют избыточную отчетность, которая забирает очень много времени и сил. Говорят они о необходимости возродить то ценностное отношение к профессии «учитель», которое доминировало в России, когда эта профессия была не только почитаема, но и очень уважаема.

Марина ЛИТВИНОВА.
Фото из архива Н. Травиной.



Победители конкурса (премия по 200 тысяч рублей):

1. Наталья Будлянская, учитель математики лицея № 1, г. Комсомольск-на-Амуре.
2. Инна Васильченко, учитель русского языка и литературы лицея «Ступени», г. Хабаровск.
3. Елена Григорьева, учитель русского языка и литературы лицея «Ступени», г. Хабаровск.
4. Ольга Дунникова, учитель физической культуры гимназии № 9, г. Комсомольск-на-Амуре.
5. Елена Коробицина, учитель начальных классов школы № 1 г. Вяземского Вяземского района.
6. Елена Кравец, учитель истории, обществознания лицея № 1, г. Комсомольск-на-Амуре.
7. Светлана Лифер, учитель географии школы № 80, г. Хабаровск.
8. Ольга Перепелкина, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 1, г. Комсомольск-на-Амуре.
9. Наталья Травина, учитель русского языка и литературы политехнического лицея имени Героя Советского Союза И. И. Стрельникова, г. Хабаровск.


Призеры конкурса (премия по 74 тысячи рублей):

1. Инна Запольская, учитель русского языка и литературы гимназии № 1, г. Хабаровск.
2. Татьяна Каменева, учитель английского языка школы № 27, г. Комсомольск-на-Амуре.
3. Светлана Кириченко, учитель географии школы № 44, г. Хабаровск.
4. Людмила Колесник, учитель химии, географии школы-интернат № 2, г. Хабаровск.
5. Оксана Кончухидзе, учитель начальных классов школы № 51, г. Комсомольск-на-Амуре.
6. Ирина Лярская, учитель географии школы № 7 имени Героя Советского Союза Владимира Орехова, г. Комсомольск-на-Амуре.
7. Людмила Осипова, учитель русского языка и литературы гимназии восточных языков № 4, г. Хабаровск.
8. Ольга Романенко, учитель начальных классов школы № 5 имени Романа Турского, г. Амурск Амурского района.
9. Татьяна Романова, учитель английского языка школы № 31, г. Комсомольск-на-Амуре.

Автор: Марина ЛИТВИНОВА
 
По теме
Ковбий, С. Крымская весна 2014 года: [в Межпоселенческой центральной библиотеке им.
Яковлева, В. Масленица идет, весну-красну несет! : [члены литературного клуба «Душа поет и просит слова» посвятили очередную встречу празднику Масленица] / Валентина Яковлева // Наш город Амурск.
Звёздочки нашего района - Гaзeта Bязeмcкиe вecти В городе Вяземском и сёлах района хорошо выстроена система работы с одарёнными детьми, которая даёт свои положительные результаты.
Гaзeта Bязeмcкиe вecти
Научное сотрудничество расширяет ДВГАФК - Дальневосточная государственная академия физической культуры Научное сотрудничество расширяет ДВГАФК Делегация ДВГАФК побывала во Владивостоке с рабочим визитом.
Дальневосточная государственная академия физической культуры
Сергей Кравцов: «В России сформирована суверенная система образования» - Министерство образования и науки Описание: Пресс-служба Минпросвещения России Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по просвещению.
Министерство образования и науки
Наталья Вилимовская учит, как ухаживать за немощными людьми правильно Новая профессия «Помощник по уходу» не так давно появилась в Хабаровске.
Тихоокеанская звезда
Известный хабаровский хирург, заслуженный врач России Алексей Хоменко, на лечение к которому съезжались пациенты со всего Дальнего Востока, а коллеги-врачи у которого перенимали ценный опыт, на днях отметил 80-летний юбилей.
Тихоокеанская звезда