Выбор пал на село Пермское

Заготовленный лес комсомольцы сплавляли по таежным рекам Заселение места, на котором стоит г. Комсомольск-на-Амуре, ведется с 1860 года. Тогда по распоряжению первого военного губернатора Приамурья П.А. Казакевича были подготовлены срубы для жителей будущего села. Первые переселенцы - крестьяне из Пермской губернии, назвали свое село Пермским в память о своей родине.
В списке населенных мест Приморской области Софийского округа, составленном 25 июня 1868 г., значится гольдская деревня Дзумени, насчитывающая на тот период 4 гольдских юрты, в которой проживало 19 мужчин и 17 женщин, и селение Пермское, в котором было 15 русских дворов, часовня, магазин, мельница и почтовая станция. Проживало в селении 60 мужчин и 56 женщин. Именно этому старинному русскому селу предначертано было стать историческим местом на карте Дальнего Востока. В 1932 году здесь началось строительство Амурского судостроительного и авиационного заводов. Жизнь города, возникшего в эпоху сталинских пятилеток, и сегодня неразрывно связана с развитием и деятельностью этих двух крупных предприятий.
1932 год был завершающим годом первой пятилетки. Главная задача в этот период состояла в том, чтобы обеспечить высокие темпы индустриализации страны путем широкого развертывания строительства предприятий тяжелой индустрии. В стране были созданы новые отрасли промышленности: автомобильная, авиационная, тракторная, химическая и другие. Международная обстановка на Дальнем Востоке осложнялась милитаризацией Японии, которая захватила Маньчжурию и вышла к границам СССР. Нужно было укреплять обороноспособность Дальневосточного края, построить город оборонного значения, производящего самолеты, корабли, подводные лодки, моторы, автомобили, пушки, снаряды.
30 января 1932 г. на XVII Всесоюзной конференции ВКП (б) народный комиссар тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе сообщил о строительстве судостроительного завода на Дальнем Востоке.

Они были первыми

Первыми в с. Пермское прибыли навербованные вольнонаемные и комсомольцы. В стране началась мобилизация молодежи на строительство города на Амуре.
По плану мобилизации на строительство судостроительного завода должно было прибыть 3 500 комсомольцев, авиазавода - 1 300 человек. Фактически прибыло 6 776 чел., т. е. 111,2% от поданной заявки, из них на судострой - 3 747 чел., на авиастрой - 1 839 человек.
14 февраля 1932 г. из Москвы на Дальний Восток выехала первая группа инженерно-технических работников во главе с Иосифом Абрамовичем Каттелем, который 23 февраля был назначен начальником Судостроя, именно так первоначально была названа стройка. И.А. Каттель подготовил календарный план организации и производства работ, который был утвержден постановлением Далькрайкома ВКП(б) от 30 апреля 1932 г. «О развертывании работы Дальпромстроя». Этим же документом намечались меры, позволяющие улучшить условия проживания первостроителей, которые расселились «кто - где», и мероприятия по оборудованию стройплощадки.
7 мая 1932 г. на площадку судостроительного завода была отправлена первая партия комсомольцев в составе 300 человек, 12 мая - вторая, в составе 530 человек, и третья партия 23 мая в составе 600 человек. Первостроителей встречали непроходимая глухая тайга, болота, бездорожье, суровые климатические условия.
22 августа этого же года секретарь Далькрайкома ВКП(б) Сергей Адамович Бергавинов, выступая на митинге первостроителей Амурского судостроительного завода, говорил о трудностях, которые выпали на долю комсомольцев. Приехав на стройку на 30 часов, он лично осмотрел шалаши, бараки, конуры, склады, землянки, палатки, в которых жили люди.

Герои книг и кино

На I партийной конференции Дальпромстроя, проходившей 25 декабря 1932 г., секретарь комитета ВЛКСМ строительства Амурского судостроительного завода С.Ф. Поликарпов докладывал: «Вслед за льдами Амура 10 мая пароход «Колумб» привёз первых 1 000 комсомольцев на площадку строительства. Мобилизованные из промышленных и культурных центров Советского Союза, Украины, Нижнего Новгорода, Северного Кавказа, Московской области комсомольцы встретились с дьявольскими трудностями. Не было жилья - надо было организовать жилье в палатках, землянках, банях и просто на улице. Отсутствовала пекарня, столовые, растрёпанная до дыр обувь и одежда требовали организации кустарной починки. Не было почти никаких инструментов, с которыми можно было ринуться корчевать тысячелетние таёжные устои, надо было организовать сбор топоров, пил, верёвок. Первые схватки с тайгой требовали организационной борьбы. Надо было организовать расстановку сил по участкам, укрепить производство, политическое ядро в бригаде. Организованно вести борьбу с нытиками, маловерами и дезертирами, испугавшимися трудностей, создать крепкую комсомольскую организацию, начиная от группы и кончая комитетом, способную преодолеть трудности первоначального освоения тайги».
Свидетельством героического труда мобилизованной со всех концов страны молодежи говорят факты: в очень сжатые сроки подготовительные работы были завершены - 12 июня 1933 г. был подписан акт закладки Амурского судостроительного завода.
В это же время началось строительство еще одного индустриального гиганта - авиационного завода. Одним из первых, кто обследовал район Дзёмги, место строительства, будущего крупнейшего центра авиационной промышленности, был первый его начальник Константин Романович Золотарев, назначенный на эту должность в марте 1932 года.
Несмотря на то, что планы по мобилизации выполнялись, обеспеченность квалифицированными кадрами была очень низкая. В 1932 году строительство имело всего лишь 12 инженеров, 25 техников, 54 десятника, 39 нормировщиков, экономистов, чертёжников и механиков. Строительство не было обеспечено квалифицированными кадрами, необходимыми для выполнения основных работ: 1 761 человек был занят на производственных работах, 325 чел. младшего обслуживающего персонала, 31 каменщик, 20 печников; 230 плотников, 84 столяра, 17 кровельщиков, 3 штукатура, 4 маляра и стекольщиков 3 человека. Квалифицированно выполнять железобетонные работы могли только 3 опалубщика, 20 арматурщиков и 26 бетонщиков.
В г. Комсомольске-на-Амуре, такое название город получил 10 декабря 1932 года, стали появляться объекты социально-культурного назначения, появилась и своя газета. 10 мая 1934 г. в газете «Амурский ударник» было опубликовано решение комитета ВЛКСМ завода № 199 «О праздновании второй годовщины комсомола стройки». «В связи с взятием шефства Ленинградской организацией комсомола над г. Комсомольском-на-Амуре, - говорилось в решении, - и приездом на праздник делегации из Ленинграда, гостей из края и ТРАМа (театр рабочей молодежи) из Свердловска, празднование второй годовщины комсомола стройки перенести на 12 июня 1934 года». В этом документе указаны две значимые в истории города даты: 10 мая - день прибытия первых строителей и 12 июня - день закладки судостроительного завода.
В город устремились корреспонденты, журналисты, мечтающие написать свои лучшие репортажи о героической стройке. В 1935 году на стройку приехала корреспондент газеты «Комсомольская правда» Вера Кетлинская. В 1938 была издана ее книга «Мужество» о строителях города.

Вклад города в Великую Победу

С первых лет существования города здесь были сконцентрированы основные ведущие отрасли и предприятия Хабаровского края. В 30-е годы в г. Комсомольске-на-Амуре было начато строительство заводов «Амурсталь» и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и других промышленных предприятий. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 году и внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и японских милитаристов на Дальнем Востоке. Трудовым подвигом было и участие комсомольчан в строительстве нефтепровода Оха-Комсомольск, железной дороги Комсомольск - Советская Гавань, выполненного в рекордно короткие сроки.
Неоценим вклад комсомольчан в общее дело Победы в годы Великой Отечественной войны. Население города, не призванное в армию, работало буквально круглосуточно на «Амурстали», авиационном и 199-м судостроительном заводах, выпуская продукцию для фронта. А кроме этого, надо было еще и накормить три оборонных завода.
Уже в декабре 1941 г. трудящиеся г. Комсомольска-на-Амуре отправили в действующую армию 4 вагона новогодних подарков: 50 ящиков печенья, 1000 ящиков папирос, 1000 пар перчаток. Машиностроители города отправили 1125 посылок, судоремонтники - именные золотые часы и серебряный портсигар генерал-лейтенанту К.К. Рокоссовскому.
15 февраля 1942 г. вступил в строй Дальневосточный металлургический завод «Амурсталь»: запущены две мартеновские 130-тонные печи, среднелистовой, тонколистовой прокатные станы и огнеупорный цех с комплексом коммуникаций и карьерного хозяйства.
В послевоенные годы в городе продолжалось интенсивное строительство: возводились стадионы и спортивные комплексы, дома культуры и кинотеатры, открывались школы, вузы, строились детские сады и медицинские учреждения, расширялась транспортная сеть. Десятки памятников запечатлели для потомков героические трудовые, военные будни и подвиги жителей города. Город строила вся страна. Это нашло отражение в архитектуре. Здания, построенные в 1930-1950 гг. по проектам московских и ленинградских архитекторов и сегодня являются украшением города.
Сегодня Комсомольск-на-Амуре - лидер экономической жизни на Дальнем Востоке, один из самых динамично развивающихся индустриальных центров, его по праву называют промышленной столицей, форпостом России у Тихого океана.
Несмотря на встретившиеся трудности, сотни добровольцев, целые семьи, остались и продолжали жить и работать в городе Юности. «Мы были абсолютно убеждены, что должны, обязаны как можно больше отдать, но как можно меньше взять. Мы все были воспитаны на принципах наибольшей самоотдачи», - писала в своих дневниках дочь первостроителей Анна Бутовская.

Л. Салеева, заведующая сектором научного использованиядокументов Государственного архива Хабаровского края.

Последние новости Хабаровского края по теме:
Выбор пал на село Пермское

- Хабаровск
В Дальневосточной государственной научной библиотеке 10 июня откроется масштабная книжная экспозиция «Город больших возможностей», посвященная 85-летию Комсомольска-на-Амуре.
18:35 09.06.2017 NewskHab.Ru
- Хабаровск
Изображение: В Хабаровске откроется книжная экспозиция к юбилею города Юности Автор: Валерий Спидлен Изображение:
12:12 09.06.2017 Правительство Хабаровского края
Выбор пал на село Пермское - Хабаровск
Заготовленный лес комсомольцы сплавляли по таежным рекам Заселение места, на котором стоит г. Комсомольск-на-Амуре, ведется с 1860 года.
09:25 09.06.2017 Тихоокеанская звезда
 
По теме
Вчера в Комсомольске-на-Амуре с закладки капсулы началось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовым полем.
13.06.2017
 
15 лет Комсомольску - ХКМ им Н.И. Гродекова 85 лет назад на берегах реки Амур у села Пермское высадились строители нового судостроительного и авиационного заводов, из них треть - комсомольцы.
10.06.2017
Фигуры высшего пилотажа - КНААЗ  В честь празднования Дня города в Комсомольске-на-Амуре пройдет воздушное шоу, во время которого будут продемонстрированы фигуры высшего пилотажа на истребителях, изготовленных «Компанией «Сухой».
09.06.2017
 
Амурский судостроительный завод может получить новые заказы от Минобороны РФ - Правительство Хабаровского края Изображение: Амурский судостроительный завод может получить новые заказы от Минобороны РФ Автор: Валерий Спидлен Изображение: Амурский судостроительный завод может получить новые заказы от Минобороны РФ Изображение:
05.06.2017
 
Мероприятие прошло 18 мая 2017 г. в Москве. Заседание провел Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
19.05.2017
В Хабаровске возбуждено уголовное дело по факту ДТП с наездом на семью - ИА АмурПресс Водитель, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не имея прав управления транспортным средством, совершил наезд на семью из трех человек, сообщили РИА АмурПРЕСС в пресс-службе УМВД России по Хабаровскому краю.
23.07.2018 ИА АмурПресс
Фестиваль воздушных змеев пройдет на хабаровской набережной - ИА Открытый город. Хабаровск Мероприятие запланировано на 29 июля. 29 июля в воскресенье в 17.00 набережная приглашает на яркую и воздушную традицию - Фестиваль Воздушных змеев, сообщает «Открытый город» со ссылкой на КГУП «Недвижимость».
23.07.2018 ИА Открытый город. Хабаровск
«СКА-Хабаровск» вничью сыграл с «Краснодаром-2» - ИА Открытый город. Хабаровск Команды обменялись забитыми мячами. В воскресенье, 22 июля 2018 года ФК «СКА-Хабаровск» в рамках игр 2-го тура ОЛИМП-Первенства России по футболу среди команд ФНЛ сезона 2018-2019 гг.
23.07.2018 ИА Открытый город. Хабаровск
Кандидат в Губернаторы Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт представил документы для регистрации вместе с листами поддержки - Избирательная комиссия    23 июля 2018 года в Избирательную комиссию Хабаровского края представлены документы для регистрации кандидата на должность Губернатора Хабаровского края Вячеслава Ивановича Шпорта,
23.07.2018 Избирательная комиссия
Водитель, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не имея прав управления транспортным средством, совершил наезд на семью из трех человек, сообщили РИА АмурПРЕСС в пресс-службе УМВД России по Хабаровскому краю.
23.07.2018 ИА АмурПресс
В связи с необходимостью проведения работ на АМС РТПС г. Комсомольска-на-Амуре (Северное шоссе, 171) до 10 августа (включая выходные дни и в зависимости от погодных условий) с 02:00 до 10:00 мск.вр.
23.07.2018 Администрация г.Комсомольска-на-Амуре