Миф о всеобщем высшем образовании и роль образовательной развилки после 9-го класса

В журнале «Вопросы образования» (главный редактор – Ярослав Кузьминов) опубликовано новое исследование ученых Института образования НИУ «Высшая школа экономики» о том, как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании.


Исследователи подчеркивают, что как политики, так и эксперты широко транслируют мнение о том, что Россия опережает многие, если не все, европейские страны по охвату населения высшим образованием. Авторы статьи, пользуясь данными всероссийского исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП), статистики и результатами международных исследований, показывают, что Россия по этому показателю находится на одном уровне с восточноевропейскими странами, отставая от западноевропейских, и объясняют причины такого заблуждения.


Одна из них – недостаточное внимание к сектору среднего профессионального образования. По данным исследователей, после 9-го класса почти половина школьников уходят в колледжи и техникумы, и далеко не все из них впоследствии получают высшее образование. Однако эксперты часто упускают этот факт и ориентируются на статистику о выпускниках одиннадцатых классов, большая часть из которых (как минимум 80%) действительно поступают в вузы. Отчасти путаница происходит также и из-за неправильного перевода терминов: статистика ОЭСР, которую часто используют для иллюстрации тезиса о всеобщем высшем образовании в России, объединяет высшее образование и часть программ среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена) в единую категорию «третичного образования», которую иногда по ошибке приравнивают к высшему образованию.


Как подчеркивает научный руководитель Института образования ВШЭ Фрумин Исак Давидович: «Недостаточное внимание к системе среднего профессионального образования приводит к недооценке эффектов социального неравенства, в формировании и поддержании которого образовательная развилка после девятого класса играет ключевую роль. На вероятность остаться в школе влияет как успеваемость, так и социально-экономические и гендерные факторы. Дети из более «привилегированных» семей имеют более высокие шансы продолжить обучение в 10 классе, даже если они учатся одинаково хорошо с точки зрения оценок; а девушки лучше учатся и чаще остаются в школе, чем юноши».


Итак, каков же реальный охват населения высшим образованием? По данным переписи населения 2010 года, в России высшим образованием обладают 27% населения в возрасте от 25 до 64 лет. В более молодых когортах (от 25 до 34 лет) эта доля увеличивается до 34%. Данные ТрОП, представленные выше, соответствуют этим цифрам. В следующих волнах исследования будет возможность уточнить, каков процент учащихся техникумов и колледжей поступают в вузы.


По мнению руководителя исследования Дмитрия Куракина: «Россия находится в русле мировых тенденций в сфере образования, и в этом смысле нельзя сказать, что российское образование развивается по какому-то особому пути. Среди общеевропейских трендов, которые характерны и для России, можно выделить следующие:



  • рост охвата населения высшим образованием (так называемая «массовизация» высшего образования);

  • изменение гендерного состава поступающих в вузы: если раньше (в когортах старше 1955 года рождения) мужчины чаще получали высшее образование, чем женщины, то далее ситуация переворачивается, и отставание мужчин по этому показателю растет».


  • Интересно, что Россия не уникальна и в переоценке доли населения с высшим образованием. Схожие дискуссии происходят и в европейских странах, например, в Великобритании.


    Траектории в образовании и профессии» (ТрОП) – это уникальный для современной России лонгитюдный проект. В нем принимают участие почти 5 тысяч девушек и молодых людей из 42 регионов России. В 2010-2011 году, когда они были школьниками и учились в 8-м классе, они стали участниками ежегодного исследования, которое проводит Институт образования ВШЭ. «Полученные результаты некоторых исследований в рамках проекта действительно можно считать скандальными», – дополняют авторы исследования, – «поскольку они отличаются от устоявшихся точек зрения. Команда проекта активно занимается распространением полученных данных, принимая участие в семинарах Института, видео которых представлены как на сайте, так и на странице Института образования ВШЭ на видеохостинге YouTube».


    http://khabara.ru/

     
    По теме
    Юлия Котолевская (слева), Любовь Мороз (в центре) и Ирина Шеремьёва считают, что модельная библиотека может изменить жизнь целого поселения Последнее время жительница Эльбана Ирина Бондаренко зачастила в библиотеку.
    Чудеса случаются - Районная библиотека В рамках проекта «Расскажи мне сказку» (сказкотерапия, для детей с интеллектуальными нарушениями) АНО ПКИ «Лига Книголюбов» был организован и проведен конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой».
    Районная библиотека
    Талантливых артистов выпускает Детская школа искусств района имени Лазо - Министерство культуры Фото: Пресс-служба министерства культуры края В рамках выездного расширенного заседания правительства края под руководством губернатора Михаила Дегтярева одно из старейших учреждений культуры района имени Лазо – Детск
    Министерство культуры
    Волшебная страна - театр - Районная библиотека 27 марта во всём мире отмечают всемирный День театра. Вот и ребята из МБОУ СОШ №1 были приглашены в необычное путешествие в волшебный мир театра.
    Районная библиотека