Почему на Дальнем Востоке массово не строятся корабли

Фото: minec.khabkrai.ru

«Имея уникальные условия, мы каким-то образом умудряемся сделать так, чтобы они не приносили сотни миллиардов рублей», - Олег Братухин - генеральный директор «Русской пелагической исследовательской компании».

Если говорить о  технически сложном гражданском судостроении на  Дальнем Востоке, то  говорят об  этом уже более 10 лет, а  «воз и  ныне там». Имея уникальные условия, мы каким-то образом умудряемся сделать так, чтобы они не  приносили сотни миллиардов рублей нашей экономике и  не  обеспечивали реальное опережающее развитие региону в  одном из  немногих конкурентоспособных сегментов высокотехнологичной промышленности.

Почему так происходит? Потому что идут бесконечные встречи и  выходят в  свет постоянные декларации. Между тем президент поставил задачу предельно точно: «Мы просто обязаны сами строить свои современные высокотехнологичные траулеры». Владимир Путин не  случайно сказал именно так. Это вопрос, напрямую связанный с  обеспечением суверенитета. Поскольку как в  области рыболовства, так и  в  области энергоносителей, извлекаемых на  шельфе, как и  в  целом в  области освоения Мирового океана, сегодня соперничают новые технологии, ноу-хау и  новые инженерные решения.

В условиях нарастающей конкуренции в  области природных энергоресурсов и  биоресурсов, то  есть пищи, очевидно, что мы, не  имея собственной индустрии, неизбежно будем сталкиваться с  техническими и  технологическими ограничениями в  области морских технологий со  стороны наших западных конкурентов  — сегодняшних поставщиков оборудования . Это уже было (в  качестве примеров  — запрет на  поставку в  СССР высокотехнологичного оборудования для рыболовных судов во  времена холодной войны или законодательный запрет в  Японии на  строительство рыболовных судов для СССР по  причине создания конкуренции японскому рыболовному флоту на  промысле минтая), это есть (запрет на  поставки высокотехнологичного оборудования для работы на  шельфе и  прямые санкции против наших судостроительных предприятий) и  это обязательно и  неизбежно будет в  будущем.

Это не  предположения  — об  этом прямо говорят ведущие международные организации. Следовательно, чтобы успешно конкурировать в  борьбе за  пищу и  природные ресурсы, необходима собственная судостроительная индустрия. Понимая под индустрией не  только строительство судов, но  и  две ее составляющие  — научные исследования и  проектирование. Причем не  только судов, но  и  машин, и  механизмов (комплектующего оборудования), а  также производство всего этого.

Морские природные ресурсы являются основой развития зарубежных высокотехнологичных экономик , поскольку они обеспечивают развитие смежных отраслей. Например, в  Норвегии морская индустрия создает 12% экономики всей страны. А  в  Исландии ВВП смежных с  рыболовством отраслей экономики в  1,5 раза превышает ВВП собственно рыболовства. В  США биоресурсы экономической зоны направлены на  развитие собственного судостроения. Для нашей страны, обладающей богатейшими природными ресурсами, это особенно актуально. И  давно должно быть обеспечено!

Уникальность наших условий для создания индустрии технически сложного гражданского судостроения состоит прежде всего в  огромном внутреннем спросе , исчисляемом многими сотнями рыболовных, офшорных, научно-исследовательских и  некоторых других видов технически сложных судов, которые десятилетиями не  строились. А  также в  наличии практически готовых площадок в  незамерзающих акваториях Приморья и  Сахалина для размещения компактных судостроительных мощностей и  в  нахождении в  шаговой доступности всех трех ведущих мировых судостроителей  — Китая, Кореи и  Японии, носителей необходимых нам современных технологий.

Уникальность и  в  том, что внутренний спрос в  основном сформирован из  высокомаржинальных отраслей , а  именно добычи углеводородов и  рыболовстве. Что потенциально позволяет обеспечить возрождение массового судостроения на  Дальнем Востоке без существенных издержек для пользователей этих государственных природных ресурсов и  одновременно при очень высокой эффективности для