28 августа 2018 г. состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по реализации проекта "Строительство железнодорожной линии Селихин – Ныш с переходом пролива Невельского".
Межведомственная рабочая группа по реализации проекта была создана 16.07.2018 при министерстве промышленности и транспорта края. Состав участников рабочей группы представительный, включает основных потенциальных заказчиков, подрядчиков и исполнителей Хабаровского края и Сахалинской области, интересы которых затрагивает этот стратегически важный проект.
Хабаровский край в составе рабочей группы представляют руководители и специалисты министерства промышленности и транспорта края, министерства природных ресурсов края, министерства экономического развития края, министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края, комитета Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса, главы Комсомольского, Ульчского и Николаевского муниципальных районов края, АО "Дальгипротранс", ДВЖД – филиала ОАО "РЖД", ООО "РН-Комсомольский НПЗ", АО "Газпром газораспределение Дальний Восток", КГКУ "Хабаровскуправтодор", Амурского и Хабаровского линейно-производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ), ПАО "ФСК ЕЭС" – Магистральные электрические сети Востока", Николаевской ТЭЦ филиала "Хабаровская генерация". Сахалинская область представлена руководителями и специалистами министерства транспорта и дорожного хозяйства области, ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", Сахалинского ЛПУМГ.
"Строительство железнодорожной линии "Селихин – Ныш" и мостового перехода через пролив Невельского – глобальный межрегиональный проект социально-экономического развития Дальнего Востока, направленный на повышение конкурентоспособности российских железнодорожных магистралей в направлении Европа – Восточная Азия, является основой создания будущей устойчивой транспортной связанности материка с островом Сахалин. Трасса железной дороги необходима не только для обеспечения потребностей в грузовых перевозках, но имеет большое социальное значение для населения как Сахалинской области, так и северо-восточных районов Хабаровского края, по которым пройдет железная дорога", – отметил в своем выступлении, открывая заседание рабочей группы, Дмитрий Тенетко, первый заместитель министра промышленности и транспорта края, заместитель председателя межведомственной рабочей группы.
Строительство железнодорожной линии и мостового перехода на остров Сахалин позволит увеличить скорость транспортного сообщения и переключить часть грузопотоков по маршруту Европа – Азия на восточные регионы России. Работа паромной переправы "Ванино – Холмск", используемая в настоящее время для связи острова Сахалин с материком, сильно зависит от природно-климатических условий, что часто ограничивает работу паромов в период штормов в Татарском проливе.
Сегодня завоз социально-значимых грузов в отдаленные поселки, транспортная доступность которых обеспечена только водным транспортом, осуществляется по реке Амур в период навигации, которая ограничена летними месяцами и длительной ледовой обстановкой в нижнем течении реки. Наличие железной дороги обеспечит круглогодичное транспортное сообщение жителей края с районными и краевым центрами, снимет временные ограничения по завозу социально значимых грузов в труднодоступные районы региона.
Участники заседания рассмотрели важные вопросы, которые необходимо решить на этапе проектирования железнодорожной линии и мостового перехода на о. Сахалин: согласование транспортно-логистической схемы доставки людей и материально-технических грузов на объекты строительства, обеспечение местными строительными материалами при производстве строительных работ, объединение энергосистемы Хабаровского края и о. Сахалин для энергоснабжения железнодорожной инфраструктуры линии "Селихин – Ныш", развитие социальной сферы в селах и поселках вдоль проектируемой линии, согласование вопроса по зонам с особыми условиями пользования
территорий – государственного природного заказника краевого значения "Шаман-Яй" и памятника природы краевого значения "Лесной массив с участием кедра корейского".
Член общественного совета при министерстве промышленности и транспорта края Владимир Крапивный, начальник службы по взаимодействию с заказчиком АО "Дальгипротранс", рассказал об основных особенностях предстоящей стройки.
"Первое, что необходимо сделать и выполняется уже сейчас – это проектно-изыскательные работы. В июне текущего года в Ульчский муниципальный район Хабаровского края прибыла группа специалистов для проведения основных проектных мероприятий по строительству новой железнодорожной линии. Второе – сделать проект детальной планировки межевания территории по пути прохождения трассы. Третье – посчитать капитальные вложения и правильно их оценить. И четвертое – разработать этапы строительства с выделением и обозначением участков. Задачи масштабные и серьезные, требующие оперативного разрешения и снятия административных межведомственных барьеров. Не случайно для этого была создана межведомственная рабочая группа при Правительстве Хабаровского края", – отметил Владимир Крапивный.
Реализация проекта увеличит темпы социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа, и в первую очередь субъектов Российской Федерации, по которым пройдет новая железнодорожная линия. Основное внимание будет уделено созданию стратегического партнерства с крупными инвесторами, промышленными и транспортными предприятиями региона. Строительство железнодорожной линии и мостового перехода создаст тысячи рабочих мест с долгосрочной гарантированной загрузкой мощностей промышленных предприятий края.
Трасса железной дороги пройдет по территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского (г. Комсомольск-на-Амуре), Ульчского (с. Богородское), Николаевского (г. Николаевск-на-Амуре) и четырех районов Сахалинской области: Охинского (г. Оха), Ноглинского
(пгт. Ноглики), Александровск-Сахалинского (г. Александровск-Сахалинский) и Тымовского (пгт. Тымовское).
Общая протяженность железной дороги составит порядка 585 километров. Плановый срок начала строительства – 2021 год. Строительные работы могут быть завершены в течение 8 лет.