Зритель выигрывает, когда ему помогают не быть равнодушным

Анна Шавгарова: «Театров у нас достаточно! Другое дело - что в них происходит» Понравится нам это или нет, но, по мнению театроведа, члена Ассоциации театральных критиков, члена жюри конкурса губернатора Хабаровского края в области театрального искусства Анны Шавгаровой, наш край не получится назвать «театральной Меккой». Слишком уж мало, на ее взгляд, у нас разнообразия в театральном процессе, слишком мало событий и по-настоящему интересных проектов происходит.
- Есть, например, престижный театральный фестиваль «Новосибирский транзит», - говорит А. Шавгарова, - в нем принимают участие театры Урала, Сибири и Дальнего Востока. Этой весной он пройдет в 4-й раз, и весь наш огромный регион представлен на нем лишь хабаровским ТЮЗом и сахалинским «Чехов-центром». В этом году эксперты, осуществлявшие отбор на этот конкурс, прямо назвали нас «территорией отстающего театрального развития».
- При этом многие говорят о том, что Хабаровску, например, более чем достаточно его пяти театров, а то и лишку будет…
- Театров и правда достаточно! Другое дело - что в них происходит. Примерно с конца 90-х годов российский театр условно делится на «директорский» и «режиссерский». И Хабаровск здесь не исключение, мы абсолютно в русле общероссийского развития. Это весьма условное деление не говорит о том, что директорский театр это плохо, а режиссерский обязательно хорошо, разговор об ответственности. Кто ее на себя берет? У нас сегодня - два театра, драматический и музыкальный, живут без художественного руководства. Значит, директор отвечает и за репертуар, и за выбор приглашённых режиссеров, и за чистоту полов.
- И - за кассу, да?
- Касса кассе рознь. Понятно, что привести зрителя на незатейливую комедию «чисто поржать» - это одно, а помочь зрителю в воспитании чувств и мыслей - это другое.
По моему глубокому убеждению, главным театром в городах, обладающих несколькими театрами, как Хабаровск, является театр драматический. Именно театр драмы должен являться властителем дум, формировать основную театральную линию и зрителя. К сожалению, хабаровский театр драмы сегодня в этом смысле оставляет желать лучшего. Комедии, комедии - почти не осталось в репертуаре классических названий, за исключением готовящейся к премьере «Женитьбы Фигаро» и давно поставленного «Горя от ума». И причина, по моему мнению, - в том, что нет художественного руководства, нет художественной политики, нет взгляда на то, какое лицо должно быть у театра. Похоже, что это такое лицо, на котором легко заработать.
Кассу, конечно, никто не отменял, тем более в такие непростые кризисные времена, как сейчас. Понятно, что все сегодня должны зарабатывать, но театр должен оставаться театром. У нас он сегодня все чаще становится арендным предприятием, предоставляя площади под продаваемую антрепризу…
Известно, что театральный зритель - это всего 5-7 процентов населения, причем сюда «посчитали» даже тех, кто приходит в театр всего раз в сезон, а те, кто посещает спектакли 2-3 раза в год, - уже активные зрители, а 5 раз - это просто заядлые театралы.
А что такое посетить пять спектаклей в Хабаровске? Сходить по разу на премьеру в каждый театр. При этом, если говорить об экономической ситуации, то Комсомольск-на-Амуре, наверное, в еще более трудном положении - там зрителей поменьше числом, чем в Хабаровске. Но примечательно, что лауреатом премии этого года «Лучший режиссерский дебют» в губернаторском конкурсе стала Лариса Гранатова, актриса Комсомольского-на-Амуре драматического театра, которая поставила на «малой сцене» спектакль «Кароль» по пьесе С. Мрожека. Это современная, совсем непростая драматургия, и у Ларисы есть решение спектакля, интересные актерские работы.
- И часто ли наши театры могут похвастаться своим видением, своим прочтением?
- Увы… Сегодня снова в ходу так называемые «переносы». Переносы спектаклей - когда режиссер приезжает с готовым решением, сценографией и даже костюмами где-то уже ставившегося спектакля и быстро это приспосабливает к местной сцене - практиковались в 90-е годы, когда было уж очень тяжело, и переносились заведомо кассовые спектакли. Сегодня это снова распространено - причем касса не всегда оправдывает ожидания.
Опасность здесь в том, что не растет, не развивается актер. Ему предлагается полностью повторить кого-то, он не является сочинителем собственного образа, приезжий режиссер просто снимает с него «сливки», и зрителю не интересно видеть даже замечательного артиста, который вынужденно повторяется и тиражирует самого себя. И по этой причине тоже членам жюри губернаторского конкурса было непросто выбрать лучших в основных актерских номинациях. Мы сознательно как бы «сузили» номинации, констатируя, что, хотя лучшей роль и не стала, но воплотила определенную грань - Юлия Новикова «За эмоционально-пластическое воплощение образа», Иван Бекбаев «За лучшее воплощение роли современного героя».
Профессиональное развитие актеров заторможено еще и нашей отдаленностью. Дальневосточные театры мало куда ездят, мало что видят. Сегодня, даже получая приглашения на какой-то фестиваль или конкурс, театрам приходится отказываться, потому что для осуществления такой поездки требуются немалые деньги. И дело не в наградах, которые тоже важны и нужны творческим людям. Дело - в том импульсе к развитию, который дают поездки и фестивали для театральных коллективов.
Побольше бы внимания к театрам и со стороны критиков. Приезд критиков и обсуждение увиденного ими единственный раз в году погоды, к сожалению, не делает: во время таких десантов они не могут оценить и проанализировать театральный процесс, порой становятся свидетелями случайных удач или случайных неудач. Нужно, чтобы они приезжали чаще, нужны лаборатории.
Вот в Сибири сегодня очень много и интересно работают молодые режиссеры. Откуда они взялись? Выпускники столичных театральных вузов приезжали на режиссерские лаборатории, затем их звали на постановку, потом кто-то возглавил театры. Ведь во время работы лаборатории делаются эскизы спектаклей, они обсуждаются специалистами и зрителями. Дирекция анализирует, что может из этого получиться - и режиссер приглашается целенаправленно. Порой это становится настолько интересно и перспективно, что среди желающих поработать с труппой возникает настоящая конкуренция! И театр движется вперед, процесс идет. К сожалению, на Дальнем Востоке подобная лабораторная работа проходит только на Сахалине - в театре кукол и «Чехов-Центре».
- Прекрасно! Но ведь на это тоже нужны деньги!
- На самом деле - не все упирается в деньги. Нужно искать новые подходы. Можно проводить такую лабораторию вскладчину, можно выигрывать гранты. Наконец, есть столько технических возможностей в наш-то век Интернета делать что-то подобное интерактивно, с помощью сети. Было бы желание! Причем в первую очередь оно должно быть у лица, ответственного за театр и его рост. А не решающего сиюминутные проблемки с помощью громких имен, приглашаемых на несколько дней для осуществления переноса.
- А между тем в Хабаровске есть и те, кто считает, что театров у нас недостаточно. Ну, уж одного, по мнению многих, - не хватает точно: оперного…
- Вопрос об оперном театре уже обсуждался в министерстве культуры Хабаровского края, мне довелось в этом участвовать. Воплощение такой красивой мечты упирается не только в финансы. Потому что даже при наличии необходимых средств, в том числе на здание, воспитание вокалистов, балетных артистов, музыкантов займет 15-20 лет! Конечно, на западе страны есть уже готовые кадры, но тогда возникает множество других вопросов: привлекательная заработная плата, жилье и другие преференции, которые позволят людям сделать выбор в пользу Хабаровска.
Осенью на коллегии Минкульта проводился анализ, и стало очевидно: большинство наших актерских кадров - это выпускники Хабаровского института культуры и искусств, даже Владивосток представлен меньше. А раньше мы подпитывались именно Владивостоком, потом Иркутском и другими училищами и институтами. Сегодня ситуация изменилась. А без высокопрофессиональных кадров мало что может кардинально меняться. Собственная школа - это хорошо, но, к сожалению, оборачивается замкнутостью на себе самом.
- А замечается ли на высоком уровне - в том числе посредством губернаторских театральных премий - такое явление, как театр КНАМ из Комсомольска-на-Амуре?
- В этом году КНАМ не принимал участие в конкурсе, как минимум, потому, что их физически не было в стране - они осуществляли большой проект во Франции. В прежние годы мы смотрели и КНАМ Татьяны Фроловой, и еще один комсомольский частный театр «Зеркало теней», и частный хабаровский «Белый театр» Андрея Трумбы и Ольги Кузьминой. Сейчас официально по положению о конкурсе в нем рассматривается только работа государственных театров. Но за их работой мы наблюдаем с большим интересом, потому что это, безусловно, важная составляющая общего театрального процесса. Это большой труд - жить поперек основного театрального течения, как, например, та же Татьяна Фролова.
Вообще радует работа, предполагающая новизну решений, прочтений, освоения сценического пространства. Этого, к сожалению, пока маловато - и конкурс сделал это очевидным. Но когда это есть - выигрывают все: и сам театр, и, главное, - его зритель. Театр должен учить мыслить и не быть равнодушными.

Марина СЕМЧЕНКО.


22 марта 2016 г. состоялось торжественное вручение премий и дипло­мов губернатора Хабаровского края лауреатам ежегодного краевого конкурса в области театрального искусства 2015 года. Лауреатами стали:
в номинации «Лучший режиссерский дебют»:
Гранатова Лариса - артистка муниципального учреждения культурыЮрьевна «Драматический театр» г. Комсомольска-на-Амуре за постановку спектакля «Кароль»;
в номинации «Лучшая мужская роль года»:
Воробьев Никита - артист краевого государственного автономногоЮрьевич учреждения культуры «Хабаровский краевой музыкальный театр» за роль Труффальдино в спектакле «Слуга двух господ;
в номинации «За яркое воплощение роли современного героя»:
Бекбаев Иван Рашитович- артист муниципального учреждения культуры «Драматический театр» г. Комсомольска-на-Амуре за роль Окулиста в спектакле «Кароль»;
в номинации «За эмоционально-пластическое воплощение образа»:
Новикова Юлия Алексеевна - артистка муниципального бюджетного учреждения культуры «Камерный театр «Триада» за роль Медеи в спектакле «Миф о женщине»;
в номинации «Композитор года»:
Голланд Дмитрий - за музыку к спектаклю «Приключение Герды вЭрихович Снежном королевстве» краевого государственного автономного учреждения культуры «Хабаровский краевой музыкальный театр»;
в номинации «За лучшую женскую роль второго плана»:
Романенко Людмила - артистка краевого государственного автономногоЕвгеньевна учреждения культуры Хабаровский краевой театр драмы» за роль Кипятковой в спектакле «Козленок в молоке»;
в номинации «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края»:
Желтоухов Игорь - артист краевого государственного автономного Евгеньевич учреждения культуры «Хабаровский краевой музыкальный театр», народный артист РФ;
в номинации «Художник года»:
Оглуздин Павел Александрович - художник краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Хабаровский театр юного зрителя и Хабаровский театр кукол».

Автор: Марина СЕМЧЕНКО
 
По теме
Юлия Котолевская (слева), Любовь Мороз (в центре) и Ирина Шеремьёва считают, что модельная библиотека может изменить жизнь целого поселения Последнее время жительница Эльбана Ирина Бондаренко зачастила в библиотеку.
Чудеса случаются - Районная библиотека В рамках проекта «Расскажи мне сказку» (сказкотерапия, для детей с интеллектуальными нарушениями) АНО ПКИ «Лига Книголюбов» был организован и проведен конкурс творческих работ «Мой любимый сказочный герой».
Районная библиотека
Талантливых артистов выпускает Детская школа искусств района имени Лазо - Министерство культуры Фото: Пресс-служба министерства культуры края В рамках выездного расширенного заседания правительства края под руководством губернатора Михаила Дегтярева одно из старейших учреждений культуры района имени Лазо – Детск
Министерство культуры